Вместо заключения
В
настоящее время в средствах массовой информации вновь
приобретает утраченный смысл формула С.С. Уварова,
министра народного просвещения при царе Николае I:
«Православие. Самодержавие. Народность», которая
противопоставляется ценностям свободы, демократии и
права.
«Самодержавие, — пишет, например,
преподаватель Московской духовной академии РПЦ доктор
богословия М.М. Дунаев, — есть такая форма правления,
при которой Бог наделяет самодержца всей полнотою
власти, делая его поистине самодержавным, а он, в свою
очередь, сознавая это, разделяет полученную священную
власть со своими подданными. Источником же всеобщей
власти остается всегда воля Творца. И чем
последовательнее и полнее такая власть будет следовать
Промыслу, тем могущественнее она будет и тем
благоденственнее станет жизнь вверенных этой власти. В
демократии же источником власти, разумеется, всегда воля
той или иной (порою весьма малой) части людей, считающих
себя вполне самовольными. Ни о какой промыслительной
воле Вседержителя никто в демократии и думать не желает.
Человеку лестно мнить себя самовольным, поэтому
демократия для него ныне становится кумиром. Демократия
есть одно из проявлений первородной поврежденности
человеческой природы. Эта поврежденность охватывает всю
сферу бытия, в политике она оборачивается обожествлением
принципов демократии».
Безусловно,
демократия не идеальна, но она лучшим образом, чем
другие формы правления, соответствует плюралистическому,
многонациональному, многоконфессиональному обществу, в
котором многочисленные интересы, подчас противоположные
друг другу (конфликтующие друг с другом), посредством
устанавливаемого людьми механизма приводятся к
равновесию. Самодержавие же в идеальном его виде,
видимо, просто невозможно (и не очень понятно, что
значит «идеальное самодержавие»). При попытке
практической реализации самодержавия, как правило,
получается прямо противоположный результат — деспотия,
авторитаризм и даже тоталитаризм.
В
современной России гражданский мир может и должен быть
устроен на принципах, отвечающих религиозным
представлениям и традициям всех людей и всех народов,
обеспечивающих их подлинное равенство. Ибо невозможно
создать стабильный мир, базируясь на одной религии,
одной системе ценностей, в ущерб всем
остальным.
СОДЕРЖАНИЕ
|