Парк Сильвия

(часть вторая)


На головную страницу сайта / Home | К оглавлению раздела | Карта сайта / Map


 
 
 
   




 

Птичник | Мост-руина с каскадом | Холодная ванна

На левом берегу Колпанки, уже на территории парка Зверинец, вдоль русла реки развернут фасад Птичника. Так же как тема фермы, тема птичников-вольеров имеет в русской архитектуре давнюю традицию, идущую от царских, боярских и крестьянских усадеб начиная с XVI века. В подобных усадьбах непременно имелись птичьи дворы, голубятни, порой нарядно и затейливо украшенные. Эта традиция получила новый импульс в первой четверти XVIII века.

В петровском Петергофе, вблизи Монплезира, архитектор Н. Микетти построил изящные купольные остекленные деревянные павильоны Вольеры в стиле барокко, которые были частью Менажерии-зверинца. В вольерах зверинца содержали декоративных птиц, а в пруду - различных водоплавающих. В монументальных классических формах решен и каменный вольер в Павловском парке, созданный в 1782 году Ч. Камероном и частично перестроенный А. Н. Воронихиным в 1806 году.

ПтичникПтичникПтичникПтичник. 2001 год Птичник. 2001 год

Птичник в Гатчине строился в те же годы (1798- 1801). Но А. Д. Захаров, которому принадлежит проект, интерпретировал тему птичника не в изысканно элегантном пасторальном духе, а в строго монументальных, романтических формах. По своему масштабу, общему облику и элементам декора Птичник композиционно и объемно-пространственно перекликается со зданием Фермы. Но если в архитектуре Фермы есть отзвуки барочного стиля, то Птичник решен в чисто классическом характере.

В плане здание Птичника имеет m-образное начертание. Все его части с предельной четкостью выявлены и по фасадам, и по объему. Средняя, двухъярусная, часть здания выделена в общем объеме ризалитом и низким вторым этажом. В нижнем ярусе она имеет лоджию. В ее заглублении, разделяя три прямоугольных окна, помещены две мощные дорические колонны, каннелированные на две трети высоты ствола. Так же обработаны пилястры - две на углах лоджии и две по краям ризалита. Колонны и пилястры несут широкий гладкий антаблемент с сильно выступающим карнизом, декорированным прямоугольными модульонами. Вертикали колонн продолжаются тумбами пятипролетной балюстрады, равной по ширине лоджии. Композицию тумб завершают шары.

Со значительным отступом от балюстрады высится второй этаж с невысоким трехступенчатым аттиком. Его лицевая сторона прорезана тремя широкими полуциркульными окнами, обработанными веерным рустованным архивольтом с рельефно подчеркнутым замковым камнем. В декоре среднего объема Птичника важную роль играет противопоставление вертикалей каннелюр и горизонталей квадровой кладки плоскости стен, усиливающих живописность фасада.

От центральной части расходятся два симметричных крыла. Их фасады ритмично членятся семью плоскими полуциркульными арками с оконными проемами, связанными между собой на уровне импостов рельефной прямолинейной тягой. В отличие от средней части прямолинейные опоры аркады стены гладкие. В них просматривается рисунок каменной кладки, выявляющий архитектурную форму. Крылья, как и средняя часть, имеют профилированный карниз, который переходит в разделительную тягу двухъярусных циркульных башен, замыкающих здание по торцам.

Облик башен несет печать общей для Гатчины романтизированной трактовки архитектурных форм. Нижний ярус более массивен и прорезан лишь тремя прямоугольными проемами с рустованными низкого рельефа сандриками, связанными тягой. Верхний ярус имеет по всей окружности сближенные оконные проемы, что придает ему большую легкость. В простенках между ними - упрощенные пилястры дорического ордера. Широкий карниз отделяет от верхнего яруса сплошной парапет, по краю которого расставлены металлические вазы античной формы. Башни завершаются плоским куполом, который увенчан шпилем с шаровидным основанием, укрепленным на двухступенчатой «подставке».

Птичник. 2001 год Птичник. 2001 год Птичник. 2001 год Птичник. 2001 год Близ Птичника. 2001 год Близ Птичника. 2001 год

При всей представительности архитектурных форм Птичника и звучности его старинного на французский лад названия - Фазанерия (вспомним петергофскую Менажерию), он предназначался для содержания экзотических пород птиц фазанов, павлинов, лебедей, а также и «заморских» гусей. Редкостные птицы служили живым декором связанного с дворцом парка, а остальные попадали в меню царского стола. В подборе птиц для Фазанерии отразилась обычная для парадных резиденций двойственность - сочетание представительности и утилитарности. Это проявилось и в облике самого Птичника, который в пейзаже парка воспринимается как парадный павильон дворцового характера.

Подобно ряду других гатчинских строений XVIII века к середине XIX столетия Птичник начал разрушаться из-за воздействия на фундамент почвенных вод. Поэтому в 1844 году под руководством архитектора А. М. Байкова здание разобрали. На новом фундаменте, с вновь вытесанными из пудостского камня архитектурными деталями, произведение А. Захарова было повторено, хотя и с некоторым упрощением. Тем самым оригинальное творение великого зодчего сохранили для последующих поколений.

Четкий по плану и выверенный по объемам, Птичник воспринимается как архитектурно-пластическая доминанта в окружающем пейзаже. Особые качества придает захаровской постройке ее органическая связь с природным окружением. Протяженность фасада вторит береговой линии, высота соотнесена с шириной речного русла, а колеблющееся в водном зеркале отражение как бы включает статичное здание в неустанное движение воды.

Захаров, проектируя Птичник, учел, что на противоположном берегу реки уже находится построенная им Ферма. Поставив задачу создать небольшой ансамбль, Захаров, с присущим ему мастерством, поставил Птичник на таком расстоянии, что он оказался увязанным с Фермой в объемно-пространственной композиции.

В архитектурный ансамбль Фермы и Птичника входило еще одно звено - Мост-руина с каскадом, связывавший оба берега Колпанки.

Одноарочный пешеходный мост был облицован туфом. Вблизи него располагалось подобие развалин античного храма - живописно разбросанные куски стволов колонн и капителей и отдельно стоящие надломанные колонны. Между ними вились и пенились потоки воды, сливаясь в бассейн. Его очертание и обрамление повторяли «Наумахию» - «водный театр» в Сиракузах, устроенный специально для театрализованных представлений на воде, и особенно для морских сражений. Миниатюрный комплекс, задуманный Н. А. Львовым, был одним из самых характерных декоративных мотивов романтического парка. Он включал в себя руинный мост (такие мосты с тем же «типовым» названием строились целое столетие, начиная с 1760-х годов, в парках Петергофа, Ораниенбаума, Царского Села, Павловска и др.), каскад, как бы естественно образовавшийся при стихийном обвале гранитных камней и валунов (каскады устраивались и сохранялись во многих пейзажных парках), и бассейн для «водных игр» и «сражений», которые начиная с петровского времени проводились в царских резиденциях, и более всего - в Гатчине при Павле I.

К сожалению, декоративный комплекс Н. Львова, который завершал ансамбль Фермы-Птичника, в начале XX века почти полностью исчез, и лишь обломки колонн и крупные камни помогают мысленно воссоздать од. ну из диковин старого романтического парка, напоминают о всесилии потока времени, все разрушающего и уносящего.

С Колпанкой связано еще одно исчезнувшее типичное для пейзажного парка сооружение - Холодная ванна, стоявшая у впадения речки в Белое озеро. Известно, что один из проектов выполнил А. Захаров. Холодные ванны, так же как птичники, фермы, руинные мосты и каскады, монументальные и миниатюрные, были обязательны для пейзажных парков. И в наши дни павильоны с названием «Холодная ванна» сохранились в парках Павловска и Пушкина.

Дворцовый парк и Сильвия, являясь по художественной и композиционной сути единым целым, одновременно составляют ядро обширного комплекса, который включает ансамбль парка Зверинец и ансамбль Приоратского парка (до постройки дворца именовался Малым Зверинцем). Каждый из двух последних парков развивает в самобытном преломлении основную идею всего гатчинского комплекса - выявления необозримости пространства и мощи северного леса, его суровой, захватывающей и колдовской красоты.

 



следующая страница