Дворцовый парк

(часть пятая)


На головную страницу сайта / Home | К оглавлению раздела | Карта сайта / Map


 
 
 
   




 

Серебряное озеро | Терраса-пристань | Терраса-балкон | Карпин мост

От Горбатого моста аллея плавно ведет по зеленому массиву Длинного острова. Внезапно зеленые кулисы расступаются, и открываются просветы в сторону обеих частей Английского сада. На северном берегу Белого озера виден павильон Венеры, а на южном - участок так называемой Турецкой палатки. Это место двойного перспективного обзора было отмечено мраморной декоративной вазой. Парная к ней ваза стояла на мысу Длинного острова, который полукружием охватывает Серебряное озеро. От этой точки, отмеченной пластическим акцентом, прекрасно обозреваются Чесменский обелиск, Главный корпус дворца и Серебряное озеро, отличающееся серебристым свечением воды. Длина озера - 250, ширина - до 60 метров, а максимальная глубина-около 14 метров. Со дна его бьют ключи, которые поднимались порой на поверхность в виде кипящих хрустальных бурунов - "грифонов". У озера существует второе название - Изумрудное. Оно подсказано чистым зеленым цветом, который дает серебристо-серая донная глина, просвечивая сквозь пласт прозрачной воды. Серебряное (Изумрудное) озеро имеет одну особенность, которую чрезвычайно удачно использовал Бренна. Озеро можно увидеть, только подойдя со стороны дворца. Именно поэтому архитектор в 1792-1795 годах обработал восточный берег Длинного острова монументальной Террасой-пристанью.

Издали, через Белое озеро от Адмиралтейства и других мест правобережья терраса кажется подножием дворца, скрывая Серебряное озеро. А при обзоре с Длинного острова возникает другая романтическая иллюзия Гатчинского парка - озеро то исчезает, то появляется.

Этой достопримечательности посвятил особую дневниковую запись почетный гость Екатерины II бывший польский король Станислав-Август Понятовский, который в сентябре 1797 года совершил прогулку по парку, чтобы самому видеть "прекрасную террасу, выходящую на озеро, вода которого так прозрачна, что дно видно на глубине трех сажен". Станислав-Август, хорошо знакомый со всеми европейскими, и особенно французскими, королевскими и вельможными резиденциями, обратил внимание на двуединое назначение Террасы-пристани: "Император придумал построить террасу, окаймленную прекрасной набережной, украшенной ступенями, которые, если взглянуть на нее с определенного места сада, представляются цоколем замка и как бы составляют часть его, тогда как она очень отдалена от дворца и даже отделена от него каналом" (имеется в виду Серебряное озеро).

Композиционный прием трактовки террасы как стилобата дворца использовался в XVIII веке неоднократно. В Стрельне дворец покоится на массивном гроте с террасой и сходными лестницами. В Нижнем парке Петергофа Большой каскад с двумя террасами служит опорой Большого дворца. Меншиковский дворец в Ораниенбауме также органически увязан с ярусными террасами и веерообразно расходящимися лестницами. Бренна, по всей вероятности, приняв изначальный общий замысел или планировочную идею А. Ринальди, нашел свое решение этой темы. Оригинальность ее заключалась не только в выборе места, но более всего в превосходном композиционном решении, отмеченном масштабностью и предельным лаконизмом.

Фасад террасы развернут в длину примерно на 52 метра, при высоте, равной одной десятой ширины. Такое соотношение усиливает эффект протяженности и массивности основной части. Чтобы избежать монотонности протяженного фасада, хотя и оживленного квадрами пудостского камня, Бренна применил раскреповку: терраса выходит к Белому озеру тремя выступами, нарастающими к центру. Два средних выступа декорированы по краям рустованными лопатками, а центральный выделен парными лопатками, подчеркивающими его ключевое положение. Для усиления пластичности фасада террасы в лопатках чередуются плоские русты и пять рустов в виде низких пирамидальных призм (так называемый алмазный руст). Простенки между лопатками оживлены плоскими квадратными панно невысокого рельефа с "вырезанными" углами. Заглубленные боковые части фасада имеют по одной полуциркульной нише, срез которых по архивольту и на всю высоту обрамлен веерно поставленными камнями. Эти чисто декоративные ниши также вносят дополнительный пластический акцент.

По краям террасы симметрично устроены лестницы. Каждая состоит из верхнего марша в 16 ступеней, площадки и нижнего марша в 12 ступеней, направленного под прямым углом. Вторая площадка, расположенная у нижнего марша, служила пристанью для судов гатчинской флотилии. Этот резкий поворот маршей и разница высот не только придают террасе внутреннюю динамичность, но и усиливают объемную характеристику.

По всему периметру террасы шла мраморная балюстрада, которая подчеркивала своей ажурностью монументальность уходящих в воду стен.

В структуру Террасы-пристани была включена декоративная скульптура: четыре мраморные статуи и восемнадцать ваз, вырубленных из пудостского камня. Аллегорические фигуры, олицетворяющие "изящные искусства"-"Живопись", "Скульптура", "Архитектура" и "Поэзия", - были установлены на постаментах балюстрады, соответствующих лопаткам центральной части террасы. Вазы размещались на остальных тумбах, разделяющих звенья балюстрады. Продолжая вертикали лопаток и тумб балюстрады, статуи и вазы выявляли вертикальные членения композиции. Контраст прямолинейной, монолитной, рустованной террасы и балюстрады с мягко очерченными контурами статуй и ваз создавал удивительную по своей гармонии архитектурную картину, обрамленную зеленью и повторенную зеркалом вод.

Терраса служит обширной видовой площадкой, откуда открывается панорама Белого озера. На нее ведут три ступени. Соответственно средней части фасада эта трехступенчатая лестница имеет выступ, который фланкировали каменные изваяния львов. Эти скульптуры объясняют и второе наименование террасы - Львиная.

Сквозная балюстрада, статуи и вазы, свободно развернутые в пространстве на фоне деревьев и неба, вносили в пейзаж парка торжественно-величественный мотив, вызывающий ассоциации с такими шедеврами искусства регулярных садов барокко, как Нижний парк Петергофа, Архангельское под Москвой и парк Сен-Жермен вблизи Парижа, созданный в конце XVII века знаменитым архитектором Ленотром. Включение в композицию парка террасы с ее барочным приемом использования декоративной скульптуры, как бы размывающей строгость геометрического силуэта, - еще одно проявление сочетания пейзажных и регулярных начал, органично слитых в Дворцовом парке.

Поврежденная в годы Великой Отечественной войны Терраса-пристань включена в план восстановительных работ. Но и сейчас, лишенная скульптурного наряда и части балюстрады, она производит сильное впечатление и читается как единое целое с парковым фасадом дворца-замка.

В систему Длинного острова включен еще один существенный декоративный элемент, который как бы имеет продолжение в городе и далее - в Приоратском парке. Чтобы отделить Дворцовый парк от городской дороги, уже в 1792 году была устроена терраса, или балкон, которую спустя восемь лет заменили каменной, спроектированной архитектором Д. Висконти и построенной под наблюдением К. Висконти. Она получила наименование - Терраса у Карпина пруда, или Терраса-балкон.

Название указывает на тот композиционный элемент, который связан с островом. Это, прежде всего, пруд, вырытый у западной стороны острова. Пруд имеет четкие регулярные очертания: прямолинейный канал завершается почти напротив дворца шестигранной "гаванью". Геометричность береговых очертаний Карпина пруда созвучна силуэту и объемам дворцовых башен и подчеркивает его парадность. Но, как это зачастую практиковалось в садах регулярного стиля, художественность сооружения сочеталась с функциональностью. Таковым был и Карпин пруд, где содержали рыбу, более всего карпов, которую кормили, приманивая звуком колокол а иногда ее удили с берега или лодок.

Название пруда перешло и на мост (Карпин мост) с каскадом длиною около 24 метров, переброшенный над протоком между Белым озером и Карпиным прудом. Автором этого однопролетного моста, опоры которого трактовались как трехгранные крепостные башни, а верхняя часть, поддержанная кронштейнами, напоминала бастионные парапеты, считается В. Бренна. Широкая, более семи метров, арка мостового пролета, обрамленная вертикальными рустами, венчала со стороны Белого озера низвергающийся между гранитных глыб водопад. Благодаря этому создавался столь излюбленный в пейзажных парках романтический контраст: с одной стороны моста кипящие, пенные потоки, а с другой - зеркальная гладь Карпина пруда.

Мост с каскадом выводил на довольно высокий гребень острова. От него идут две береговые аллеи, смыкающиеся у террасы-балкона. Здесь край островной гряды выложен плитами и огражден балюстрадой. Средняя часть 27-метровой по фасаду террасы окаймлена тремя звеньями балюстрады.

Отсюда открывается вид на обелиск Коннетабля, площадь с бастионами, кордегардии Адмиралтейского моста и начало Приоратского парка. По сторонам средней, выступающей части террасы устроены внутренние двадцатиступенчатые лестницы, ведущие под низкие своды, которые кажутся входом в подземелье. Выйдя из полусвета этого перехода, посетители оказываются на дороге перед террасой-балконом. Поднимающаяся над уровнем дороги на четыре метра терраса-балкон с ее откосными стенами напоминает бастион. Она сложена из восьми рядов тесаных каменных блоков, ритмический рисунок их кладки подчеркивает ее фундаментальность.

С фасадной стороны балкон, таким образом, воспринимается не просто видовой площадкой, а монументальным входом в срединную часть парка.

 



следующая страница




Купите террасную доску лиственница у нас.