Гатчинский дворец

(часть третья)


На головную страницу сайта / Home | К оглавлению раздела | Карта сайта / Map


 
 
 
   




 

Малиновая гостиная | Парадная опочивальня | "Личные" комнаты | Овальный будуар | Башенный кабинет | Туалетная Марии Федоровны | Ринальдиевский паркет | Художественные вкусы и политические взгляды | Проходная | Зеленая угловая | Тема воинских трофеев. Опять политика.

Рядом с Тронной Павла I Бренна создал насыщенную звучным колоритом Малиновую гостиную. Равный по площади и объему Тронной, с двумя окнами, также обращенными в парк, и прямоугольный в плане, интерьер отличался четкостью и взаимосвязанностью всех членений и декоративных элементов. Стены Малиновой гостиной сплошь закрывали три гобелена в массивных золоченых рамах в виде лавровых гирлянд, оплетенных лентами. Гобелены изображали сцены из романа Сервантеса "Дон Кихот". Они были вытканы под руководством П. Козетта и К. Одрана по картонам Ш. Куапеля в 1776-1780 годах во Франции, на Королевской мануфактуре. В Гатчину гобелены попали из Парижа, где в 1782 году их подарили Павлу Петровичу и Марии Федоровне. Гобелены органично вписались в "коробку" зала. Это стало возможным благодаря тому, что Бренна сохранял здесь, как и в других помещениях этой анфилады, характерное для Ринальди смещение дверных проемов на продольных стенах к наружной стене, что позволяло максимально увеличить свободные стенные плоскости.

Двери Малиновой гостиной решались как архитектурно-триумфальные сооружения в миниатюре. Крупные консоли с волютами, заняв место капителей, поддерживали полукружие наддверий, профилированный архивольт которых замыкался лепной волютой. Поле десюдепортов заполняли живописные панно на мифологические сюжеты. Пилястры, фланкировавшие дверные проемы, и полотнища дверей щедро усыпал золоченый резной и лепной орнамент. Здесь использовались различные комбинации венков, дубовых и лавровых ветвей, тирсов, рогов изобилия с букетами цветов, развевающихся лент и листьев аканта.

Золоченые лепные детали классического характера украшали сложный карниз, спиралевидный акантовый орнамент вписывался в пояс падуги и заглубленные панно потолка. Композиционные членения перекрытия соответственно разбивке паркета состояли из двух широких периметральных полос - одной в виде квадратов с розетками, второй - скомпонованной из изображений античных музыкальных инструментов и изящных растительных и лиственных сцеплений, обрамленных линиями меандра.

Поле паркета с венком посредине заполнялось зеркально размещенными орнаментами растительного характера. Композиция паркета отличалась от ринальдиевской, но в то же время не похожа и на паркеты Бренны. Это породило предположение, что автором паркета Малиновой гостиной был пока нам не известный архитектор.

Резная золоченая французская мебель, обитая малиновым бархатом в тон основному цвету гобеленов, дополняла архитектурный, лепной и живописный декор интерьера.

В систему "представительских" интерьеров Главного корпуса входила и Парадная опочивальня. Противоречие между сугубо интимным назначением интерьера и его расположением на пути непременного шествия гостей дворца, а также подчеркнутая роскошь отделки объясняются приверженностью Павла к придворному этикету французского королевского двора, особенно времени Людовика XIV. При этом монархе даже туалет царственной особы обставлялся пышным церемониалом, как акт государственного значения. Именно этим устремлением Павла к возвеличению и почти обожествлению всех моментов императорского быта были продиктованы декор и убранство опочивальни, заметно большей по размерам (72 квадратных метра), чем Тронная.

Той же цели служила "выставка" короны и других императорских регалий, которые помещались под стеклянным колпаком на специальной резной золоченой подставке, установленной напротив огромной, также резной золоченой кровати с драпированным балдахином.

Объемное решение интерьера, который и при Орлове использовался как спальня, определялось нишей-альковом, устроенным в торцовой стене, противоположной стене с двумя окнами, обращенными в парк. Огромного размера кровать и резная рама ее балдахина с рельефным изображением орла и венка работы А. Жакоба, известного французского мебельного мастера, включалась в архитектуру Опочивальни так же, как и белая с орнаментированными балясинами и тумбами балюстрада (аналогичная была в спальне Людовика XIV в Версале).

Стены Опочивальни ритмично разделялись пилястрами искусственного мрамора на простенки, где в резных золоченых рамах закреплялся светло-голубой штоф, по которому серебряными нитями были вытканы в обрамлении полос с мотивом бегунка орнаментальные композиции, изображения фонтанчиков, птиц, цветочных гирлянд, лир, спиральных побегов аканта. В духе античных арабесок польский художник Ф. Лабенский расписал восемь мраморных пилястр, изобразив на фоне белого искусственного мрамора завитки аканта, ветви, венки, фигурки спутников Вакха, путти, птиц, гермы, треножники, вазы. Пилястры имели оригинальную трактовку: в их резных золоченых капителях волюты заменялись цветками подсолнечника.

Взаимосвязь орнаментальных мотивов штофа и росписи пилястр продолжалась в резном декоре дверных полотен, где помещались и две живописные вставки с изображением нимф. Сложный профилированный санд-рик с набором типичных классических деталей оживлялся неожиданно повернутыми вниз спиральными завитками чуть уплощенных волют. Завершением дверного проема служил вписанный в полуциркуль лепной барельеф "Марс и Венера" - аллегория любовного союза воинского мужества и красоты.

Полуциркульные очертания наддверий повторялись в завершениях рам зеркал, одно из которых помещалось над мраморным камином. В поле этих полуциркулей на фоне трельяжной сетки выделялись рельефные золоченые фигурки путти, как бы поддерживающие треножную вазу-курильницу благовоний.

В средней части перекрытия Опочивальни, декорированного золоченой лепкой, помещался круглый плафон, обрамленный лепной рамой. Он был написан в 1799 году специально для этого интерьера художником Габриэлем Франсуа Дуайеном. Сюжет плафона "Свадьба Психеи" безусловно имел аллегорическое созвучие с тем духом показной сердечности семейных отношений, который демонстративно культивировали Павел и его супруга Мария Федоровна в противовес "распутству" двора Екатерины II.

Композиции потолка отвечал рисунок наборного паркета, средняя часть которого была отмечена светлым венком, вписанным в квадрат, на углах которого помещались орнаментальные веера.

Исключительно важную роль в достижении художественной цельности интерьера играл цвет. Определяющее значение имела тональность светло-голубого штофа, затканного серебряными нитями. Он использовался не только для драпировки стен, но и для обтяжки мебельного гарнитура, в драпировках и покрывале кровати, портьерах, каминном экране.

Переливчатый искрящийся штоф как бы подчеркивал белизну искусственного мрамора наличников дверей, балюстрады, лепных барельефов. Введенное во все элементы декора золото, гармонируя с белым и светло-голубым, определяло архитектоническое единство всего интерьера и каждой из составлявших его частей.

Основная тональность интерьера находила отклик не только в мебельном убранстве, но ив произведениях прикладного искусства, находившихся в Опочивальне, таких, как две монументальные вазы производства Севрской мануфактуры с кобальтово-синими туловами, белым поясом, золочеными рельефами, ручками и навершием. По архитектонической целостности, органическому синтезу всех частей декора Парадная опочивальня являлась одним из высших достижений творчества В. Бренны в области интерьера.

Парадная опочивальня соединена с анфиладой из пяти малых помещений, занимающих башню и восточную торцовую часть Главного корпуса. Эти комнаты начинались Овальным будуаром, включали Кабинет Марии Федоровны, располагавшийся в башне, Туалетную (Уборную) и заканчивались Зеленой угловой. Именно здесь, в этих действительно "личных" комнатах, многое восходило к ринальдиевской отделке, а по приемам и мотивам имело прямую связь с другими работами Ринальди - Китайским дворцом и павильоном Катальной горки в Ораниенбауме.

Овальный будуар, площадью равный примерно 45 квадратным метрам, по своей конфигурации и общей объемно-пространственной композиции напоминал другое произведение Ринальди - Вестибюль Катальной горки. Здесь такое же перекрытие с распалубками, так же изогнут огибающий их карниз, а центр перекрытия - такой же эллиптический по форме медальон, декорированный лепным венком из ветвей. От медальона расходились четыре малых круга с лепными цветочными венками. Профилированные полосы и венки подчеркивали структуру купольного перекрытия и деление его на четыре поля. На каждом из четырех полей падуги сохранялась лепка, характерная для Китайского дворца,- стилизованные листья аканта и рога изобилия. При этом элементы рокайля и реалистически трактованный орнамент были исполнены в мягкой манере, с разнообразными вариациями одного и того же мотива.

Типичны для Ринальди профилированные наличники дверей из искусственного мрамора и рельефная ваза с ниспадающими гирляндами - повторение вазы в зале Муз Китайского дворца.

Виртуозен был по рисунку ринальдиевский паркет Овального будуара. Центральный медальон изломанного контура, составленный в основном из завитков стилизованного растительного орнамента, как бы растворялся в общей кружевной сетке словно импровизированной композиции паркета.

В Овальном будуаре многое сохранялось и от напластований начала XIX века. Так, в 1811 году первоначальную лепку на стенах заменила полихромная роспись (вазы с цветами и гирлянды) - возможно, живописное повторение прежнего рельефа. Ее исполнил художник К. Маркграф, предположительно под руководством А. Н. Воронихина, который, как указывают документы, в эти годы участвовал в работах по декорированию и частичной переделке помещений Главного корпуса дворца.

Примыкавший к Овальному будуару Башенный кабинет (площадью 11 квадратных метров) размещался в Часовой башне. Стены его во второй половине XIX века затянули штофом, а до этого, судя по обмерным чертежам Р. Кузьмина, они были облицованы искусственным мрамором. Но и эта бренновская отделка не являлась первоначальной. В Башенном кабинете сохранялось, правда с искажениями, перекрытие с характерным куполком, напоминавшим перекрытие лестницы Катальной горки. К ринальдиевскому декору относились и гладкие полированные двери, тонко инкрустированные силуэтными изображениями ваз с цветами и сплетающимися травянистыми побегами. Из окон кабинета открывалась панорама на Белое и Серебряное озера и на Собственный сад, что придавало интерьеру характер сквозного фонаря.

Пожалуй, лучше всего сохранялась ринальдиевская отделка в двадцатипятиметровой Туалетной Марии Федоровны, выходившей своими тремя окнами в Собственный садик. Основой декоративного убранства интерьера была лепка.

Особый интерес представляло лепное перекрытие Туалетной с довольно высокой падугой, декорированной корзинками с цветами, динамичными рокайльными завитками листьев аканта. В угловых частях падуг на горизонтальную часть перекрытия переходили композиции, составленные из ветвей, листьев и ягод. В углах перекрытия располагались венки, пересеченные ветками, а по продольным сторонам - факелы, связанные лентами. Средняя часть перекрытия была переделана: тонкий ринальдиевский куполок сменило тяжеловатое по профилю заглубление.

Стены Туалетной членились пилястрами, рельефными изображениями венков, зверей и птиц. Простенки между пилястрами оживлялись гирляндами и горельефными фигурками путти, В верхней и нижней частях их обрамляли стилизованные листья аканта. Панно над камином с фигурным лепным орнаментом украшал пышный рельефный венок, перевязь которого как бы несла мраморный барельеф - погрудное профильное изображение Екатерины II резца скульптора Дж. Чибеи.

Пластически были решены и десюдепорты. Они представляли собой прямоугольные панно с горельефной фигуркой летящего путти со связанными ногами. Десюде-порт венчался, можно сказать, эмблемой Ринальди - скрещенными ветвями с цветами стилизованной лилии.

Оформление стен между пилястрами, а также обрамление наличников дверей относились к концу XVIII века, хотя в них явственно чувствовалось стремление сохранить исходный авторский замысел.

Бесспорно ринальдиевским и по своему строю, и по характеру прорисовки деталей был в Туалетной паркет. Причем это одна из лучших и виртуозных композиций зодчего.

Как всегда у Ринальди, рисунок паркета соответствовал общей архитектонике интерьера, и особенно решению декора перекрытия. Овальным очертаниям средней части плафона отвечала компоновка кругов и лиственной гирлянды по центру пола. Симметрично расположенные на концах основных осей сложные орнаментально-растительные полувенки и стилизованные акантовые листья в углах паркета выявляли классицистич-ность планировки интерьера и увязывались с размещением лепного декора перекрытия и камином.

В декоративное убранство Туалетной был включен и второй барельефный портрет Екатерины II, исполненный из мрамора М. Колло. Эта подчеркнутая почтительность жены наследника трона к "царствующей матери", выраженная в установке барельефов, являлась такой же условно-придворной позой, как и Храм дружбы в Павловске. Здесь следует отметить, что во многих случаях живописное, скульптурное и декоративное убранство и даже назначение дворцовых интерьеров предопределялись не только художественными вкусами, но и политическими взглядами и взаимоотношениями владельцев Гатчины.

Следующие за Туалетной две небольшие комнаты, каждая площадью 7-8 квадратных метров, замыкали ряд личных апартаментов. Первая из них, Проходная,- тщательно отделанное помещение без окон. Из него попадали в последнюю комнату анфилады, так называемую Зеленую угловую. В этом миниатюрном интерьере, освещенном единственным окном, выходящим на Парадный двор, основную плоскость стен занимали три монументальные двери, которые вели в Тронную Марии Федоровны, Проходную и Греческую галерею. Двери, обрамленные наличниками искусственного мрамора зеленоватого тона и золочеными профилированными тягами, венчались трехчастным барельефным десюдепортом, скомпонованным из щитов, воинских шлемов, луков, труб.

Тема воинских трофеев была продолжена и в декоративном убранстве перекрытия Зеленой угловой. Богатством и нарядностью лепного декора выделялась падуга. В центре каждой из ее сторон помещался медальон с барельефным портретом, обрамленный знаменами, копьями и трубами славы. Сочная лепка с изображением трофеев и медальонов римских императоров украшала даже оконные откосы. На торцовых сторонах находились барельефы Петра I и Елизаветы. На двух других - Петра II и Екатерины II, отмеченные одноглавыми орлами, причем с портретом Екатерины II был связан еще и штандарт с ее инициалами.

Изображения Петра I, его дочери, внука и Екатерины II имели подчеркнуто политическую подоплеку. В них нашла воплощение концепция тех русских политических деятелей, которые видели в Павле не столько сына Екатерины II, сколько потомка Петра I. Это было позже прокламировано в надписи на постаменте конной статуи Петра перед Михайловским замком в Петербурге: "Прадеду - правнук".

В нижней части стен проходила панель, расчлененная на отдельные панно с изображениями военных атрибутов и лавровых ветвей.

Тематика и нарядность Зеленой угловой объяснялась тем, что она служила входом в апартаменты Главного корпуса из открытой галереи-лоджии, переделанной в закрытую Греческую.

Весь лепной декор Зеленой угловой, видимо, сохранялся от первоначальной отделки, но был частично дополнен Бренной. Трехчастная композиция дверных полотен, нехарактерная для Ринальди, а также и рисунок паркета, переложенного в 1888 году, хотя и по старому рисунку,- результат последующих изменений.

 



следующая страница