По старым чертежам, документам и книгам

(часть вторая)


На головную страницу сайта / Home | К оглавлению раздела | Карта сайта / Map


 
 
 
   




 

Павел I и Гатчина | Архитектор Винченцо Бренна | А.Д.Захаров | В.И.Баженов | А.Ф.Виолье Н.А.Львов | Мастера строители и садоводы | 1796 - статус города и герб

После смерти Г. Г. Орлова Екатерина приобрела у наследников “мызу Гатчину с принадлежащими к ней пятью деревнями и мызу Греблову с одною деревнею”. Эти обширные владения с добавлением Ново- и Старо-скворицких мыз Екатерина 6 августа 1783 года подарила наследнику престола Павлу Петровичу, особо выделив в указе дом “со всеми находящимися мебелями, мраморными вещами, оружейною, оранжереею и материалами”.

Так началась новая страница в истории старинной мызы. С 1783 года на протяжении тринадцати лет она являлась великокняжеской резиденцией, а затем пять лет императорской.

Памятник Павлу I, исполненный по модели И. ВиталиПавел IЖена и дочери Павла I

За девять месяцев до “гатчинского подарка”, в ноябре 1782 года, Павел вернулся из длительного заграничного путешествия, которое он совершил вместе с супругой под именем графа и графини Северных. Путешествие продолжалось год и два месяца, за это время цесаревич посетил Италию, Францию, Австрию, Бельгию (Австрийские Нидерланды), германские государства, Швейцарию, осмотрев множество городов и достопримечательностей.

Впечатления от этой поездки, особенно от осмотра во Франции резиденции принцев Конде—Шантийи, и сказались затем в дальнейшем развитии гатчинского ансамбля. Примечательно, что во Франции в 1782 году к празднику в честь Павла во дворце Трианон в Версале был приурочен выход поэмы Жака Делиля “Сады”, ставшей эстетическим руководством для устроения романтических пейзажных парков. В 1782 году в Польше Павлу был представлен архитектор Винченцо Бренна, которому суждено было сыграть значительную творческую роль в развитии ансамблей Павловска и Гатчины.

Винченцо Бренна (1747—1818) родился во Флоренции. Первоначальную художественную подготовку получил в Риме, а затем совершенствовался в Париже. Он принимал участие в раскопках, фиксации римских античных сооружений, а по его рисункам были исполнены гравюры. В 1780—1783 годах Бренна работал в Польше, выполняя декоративные росписи во дворцах крупнейших магнатов. С 1784 по 1786 год он трудился в Павловске, являясь помощником Ч. Камерона, а затем стал ведущим архитектором. За шестнадцать лет Бренна частично перестроил Павловский дворец и создал в нем ряд парадных интерьеров. В Павловском парке по его проектам распланировали район Больших кругов. Старую и Новую Сильвию, построили Пиль-башню, Амфитеатр, крепость Бип, Трельяж и Лестницу у Мариентальского пруда. Бренна проектировал интерьеры во многих петербургских дворцах, возвел грандиозный Михайловский замок, соорудил Румянцевский обелиск. В 1802 году Бренна уехал из России и жил до кончины в Дрездене.

Для творчества Бренны характерно обращение к зодчеству императорского Рима с его подчеркнуто помпезной декоративностью и одновременно проявление барочных реминисценций.

В Гатчине по проектам В. Бренны была осуществлена переделка фасадов дворца и многих его интерьеров, которые обрели более пышный и помпезный облик. По его проектам возведены ансамбль парадных ворот и мостов, павильоны Венеры и Орла, Лесная оранжерея, терраса-пристань. Бренна построил также связанное с Дворцовым парком здание конюшен и ансамбль площади с обелиском Коннетабля. Совместно с садовыми мастерами Дж. Гекетом и Ф. Гельмгольцем архитектор обогатил пейзажный парк разнообразными малыми садами регулярного стиля и новыми пейзажными участками, каждый из которых имел свойственный только ему художественный облик. Преобразовывая Дворцовый парк, архитектор и садовые мастера использовали богатейший набор декоративных средств, почерпнутый в опыте паркостроителей Италии, Франции и Голландии. При этом они претворяли этот опыт соответственно местным природным условиям и сложившейся композиционной основе, созданной еще А. Ринальди.

Немалую роль в формировании гатчинского ансамбля сыграл и выдающийся зодчий А. Д. Захаров, который впоследствии прославился постройкой Адмиралтейства в Петербурге. Он проектировал так называемый Горбатый и Карпичный мосты, Холодную ванну, монументальные здания Птичника и Фермы. Кроме того, Захаров вел большие работы в Кухонном каре дворца, где строилась спроектированная им церковь. Сохранился также захаровский проект монастыря святого Харлампия, который предполагалось построить в Зверинце. Захаров трактовал его в романтическом духе, используя декоративные элементы средневекового искусства.

В историю Гатчины вписано и имя В. И. Баженова. Еще в 1760-х годах он обучал наследника престола Павла архитектуре. В 1792 году Павел вызвал Баженова из Москвы и, определив на должность архитектора Адмиралтейской коллегии, распорядился, чтобы он жил в Гатчине. Здесь Баженов разработал несколько грандиозных проектов расширения дворцового ансамбля. Существует предположение, что на оси Гатчинского дворца перед плацем предполагалось соорудить здание, напоминающее по конфигурации Михайловский замок. К 1793 году относятся чертежи обширного комплекса дворцового типа с театром, который намечали разместить на месте существующего Липового сада, а восточнее площади Коннетабля построить обширный собор. Проектные замыслы Баженова не получили воплощения, а идею замка для императора уже в Петербурге осуществил В. Бренна.

На страницах архитектурной истории Гатчины оставил свое имя в конце XVIII столетия и талантливый художник А. Ф. Виолье, “сочинивший” проект Березового домика—одного из примечательных и запоминающихся сооружений Дворцового парка. Здание дворца Приорат, ставшее ярким поэтическим символом Гатчины, возведено в 1790-х годах по чертежам Н. А. Львова (1751—1804). Один из выдающихся деятелей русской культуры, Львов известен не только как архитектор, но и как поэт, зодчий, музыкант, переводчик, драматург, художник, ученый. В парке Зверинец по проекту Львова построили мост-руину с каскадом и специальным бассейном для инсценировок морских сражений. Для театрализованных рыцарских турниров Львов устроил в Дворцовом парке Амфитеатр.

В развитие дворцово-парковых ансамблей Гатчины в годы, когда ее владельцем был Павел, наряду с архитекторами немалый творческий вклад внесли мастера-строители и садоводы. Среди “каменных дел мастеров”— Д. Висконти, автор и строитель Террасы у Карпина пруда, строитель Малого и Трехарочного мостов, участвовавший также в переделке дворца согласно чертежам В. Бренны. Многим Гатчина обязана строителю-самородку К. А. Пластинину (умер в 1798 году). Он построил обелиск Коннетабля, выполнил фигурные каменные верстовые столбы. Он же построил в Дворцовом парке Оранжерею, Большую Террасу, Сильвийские и Березовые ворота.

Среди мастеров садового дела с тонким пониманием красоты северной природы, которые сумели обогатить местный ландшафт, придав ему значение совершенного произведения искусства, самое почетное место принадлежит Джеймсу Гекету. Он приехал в Россию из Англии и поступил на службу к Г. Г. Орлову приблизительно в конце 1760-х —начале 1770-х годов. Остался до конца жизни в России, непрерывно работая в Гатчине, где и скончался в 96-летнем возрасте в 1833 году. Маститого садовода-мастера уже давно называли Яковом Ивановичем, и он в своем завещании, оставляя капитал для ежегодного вспомоществования беднякам, написал: “Судьбе угодно было устроить, чтобы я, будучи иноземец, нашел себе новое любезное отечество—Россию и постоянное жительство в Гатчине...” Во всех гатчинских парках до сих пор сохранились следы ландшафтных композиций, принадлежащих Гекету.

1783—1801 годы знаменательны и для судьбы Гатчинской мызы, которая с 1796 года получила статус города и собственный герб. В этот период сложилось своеобразное социально-историческое явление, которое получило у историков эпитет “гатчинское”.

Герб города Гатчина

Знаток и историк Гатчины В. К. Макаров писал в одной из своих работ: “„По-гатчински" хмуро и свысока смотрели правители, вышедшие отсюда, на Россию как на огромный плац-парад”.

 



следующая страница




шаржи по фотографии и с натуры.