По старым чертежам, документам и книгам

(часть третья)


На головную страницу сайта / Home | К оглавлению раздела | Карта сайта / Map


 
 
 
   




 

"Гатчинский император" | Приемственность в архитектуре Гатчины | Роман Иванович Кузьмин | На страницах истории отечественной культуры | РЕВОЛЮЦИЯ | 19 мая 1918 - музей | Напутствие От автора

Начало всему “гатчинскому” в жизни России положил Павел, которого не случайно называли “гатчинским императором”. Здесь, со страхом и подозрительностью томительно ожидая в течение тринадцати лет своего часа, он “отрабатывал модель” будущей империи, которая ему представлялась как государство беспрекословного повиновения и абсолютной регламентации.

Г.С. Сергеев / G.S. Sergeiev. Военный парад на дворцовой площади / A military parade on the Palace Square. 1798

Оценка историками личности и деятельности Павла чрезвычайно противоречива. Это объясняется разительными контрастами и его человеческой натуры, и осуществлявшегося в годы его кратковременного царствования политического курса. Павел был европейски образован, свободно владел многими языками, разбирался в искусстве. Его письма отмечены изящным литературным стилем “в духе философского сентиментализма”. Вместе с тем он непреклонно верил в божественность неограниченной самодержавной власти, считая себя высшим мерилом истины и права.

В “наставлении”, составленном для своей невесты Софии-Доротеи, Павел достаточно откровенно раскрывает свой характер: “Ей требуется прежде всего вооружиться терпением и кротостью, чтобы сносить мою горячность и изменчивое расположение духа, а равно мою нетерпимость”. К этому можно добавить заметки французского посла при русском дворе графа Л.Ф. Сегюра:

“Павел желал нравиться, он был образован, в нем замечались большая живость ума и благородная возвышенность характера. Но вскоре, и для этого не требовалось долгих наблюдений, во всем его облике, в особенности тогда, когда он говорил о своем настоящем и будущем положении, можно было рассмотреть беспокойство, подвижность, недоверчивость, крайнюю впечатлительность, одним словом, те странности, которые явились впоследствии причинами его ошибок, его несправедливостей и его несчастий”.

Границы “гатчинской империи” охраняли небольшие, но устроенные по всем правилам фортификации укрепления, заставы со сторожевыми будками, казармы. Как писал исследователь истории Гатчины С. В. Рождественский, “вообще Гатчина, преобразованная Павлом Петровичем... носила на себе отпечаток более военного лагеря, нежели города”. Самым крупным укреплением была каменная крепость Ингербург, защищавшая дорогу со стороны Петербурга. В своей любимой резиденции Павел муштровал “гатчинское войско”, включавшее кавалерийские, пехотные и артиллерийские части, проводил маневры своей “гатчинской флотилии”. При этом, как писала одна из современниц, “русские солдаты, обращенные в пруссаков... одеты по старинной форме Фридриха Вильгельма Первого”. Павел был страстным поклонником этого прусского короля, правившего с 1713 по 1740 год и вошедшего в историю с прозвищем “Фельдфебель на троне”. Одновременно в Гатчине создавался образцовый город, где все было подчинено социальному, сословному принципу. Вместе с тем Гатчине придавались черты, которые должны были свидетельствовать, что наследник престола на свой лад намеревается насаждать просвещенность, заботиться о благе подданных, развитии мануфактур, фабрик и сельского хозяйства. В Гатчине имелись стекольный, фарфоровый (фаянсовый) и полотняный заводы, сукновальная фабрика, сырный завод, шляпная мастерская.

Не было забыто при благоустройстве Гатчины учреждение различного рода “богоугодных заведений”— госпиталя, аптеки, бесплатного училища для детей гатчинских обывателей, военно-сиротского дома для солдатских детей. Всеми городскими делами ведала городская ратуша; строительство контролировал главный архитектор. За порядком наблюдала полиция. Существовала и регулярная пожарная команда. Демонстрируя веротерпимость, Павел разрешил построить в городе, наряду с православными церквами, лютеранскую кирху и католический костел. Немало было сделано для улучшения городского хозяйства. Главную городскую магистраль—Большой проспект—вымостили булыжником. В центральной части он освещался керосиновыми фонарями. На проспекте размещалась почтовая контора. Существовал и “герберг”—своего рода гостиница. В рамках социально-политической системы России конца XVIII—самого начала XIX века эти гатчинские новшества имели прогрессивное значение. Но все эти просвещенные начинания были опутаны различного рода бюрократическими установлениями—“наказами”, “регламентами”, “инструкциями”, “экономическими приказами и наставлениями”, —которые к тому же произвольно трактовались чиновниками и зачастую круто изменялись согласно непредсказуемым капризам “высочайшей воли”.

Период 1783—1801 годов отмечен в истории Гатчины особой целостностью выражения духа своего времени в самых различных проявлениях и исключительно ярко— в архитектурных произведениях. Именно в этот период определение “гатчинский” приобрело совершенно определенное нарицательное значение. “Гатчина,— как писал Н. Е. Лансере,—со всеми ее дворцами и городом при Павле достигла высшей точки своего процветания, на которой после смерти императора не могла уже удержаться...” Однако, несмотря на различные перипетии, и в 1801—1828 годах, когда Гатчиной владела вдова Павла Мария Федоровна, а затем с 1828 до 1855 года, когда город стал одной из резиденций Николая I, и в дальнейшем—при Александре II (1855—1881) и при Александре III (1881—1894), и, наконец, при последнем Романове—Николае II основные художественные особенности дворцово-парковых ансамблей и города сохранялись. Главную роль в этом сыграли архитекторы, проявившие глубокое понимание значения преемственности, бережное отношение к основному замыслу и большую градостроительную культуру.

1844—1857 годы—время последних крупных изменений в облике гатчинского ансамбля. В этот период ведущим архитектором Гатчины был Роман Иванович Кузьмин (1811—1867), видный мастер русской архитектуры 40—50-х годов XIX века. Окончив в 1832 году Академию художеств в Петербурге, Кузьмин включился в активную творческую деятельность. Уже в 1840 году его удостоили звания академика архитектуры. По проектам этого архитектора в Петербурге возводились жилые дома, особняки, церкви и часовни. Кузьмин проявил себя как искусный рисовальщик, строитель, археолог. Являясь профессором Академии художеств, он заслужил признание и как преподаватель.

Проекты и постройки Кузьмина свидетельствуют о глубоком понимании им своеобразия различных архитектурных стилей — ренессанса, готики, восточного, китайского, древнерусского. Кузьмин умело использовал новые материалы и конструкции. В Москве по его проекту было возведено в 1868 году первоначальное здание Ярославского вокзала, в Париже—православная церковь. О европейской известности Кузьмина говорит избрание его членом-корреспондентом Французской Академии искусств. Талант и мастерство Кузьмина с особой силой проявились в архитектурно-строительных и реставрационных работах по Гатчинскому дворцу.

Выполняя непререкаемое распоряжение Николая I существенно перестроить и расширить оба каре дворца, а затем произвести капитальный ремонт его центральной части, Кузьмин проявил исключительный творческий такт. Создав ряд новых интерьеров в духе готики, ренессанса, рококо и других исторических стилей, он сумел сохранить композиционный замысел Ринальди, масштабные соотношения всех элементов и стилистический характер декора фасадов. Работы Кузьмина в интерьерах центральной части дворца—образец подлинной научной реставрации, основанной на тщательных обмерах, выполненных с изумительной скрупулезностью.

По проекту Кузьмина в 1851 году был изготовлен гранитный постамент для бронзовой статуи Павла, отлитой по модели скульптора И. П. Витали. Она была установлена на плацу перед дворцом, удачно акцентировав его композицию и подчеркнув историческую значимость именно “Павловской Гатчины”, как особого периода в летописи ансамбля.

Вторая половина XIX — начало XX века, вплоть до 1917 года, отмечены в основном текущими ремонтными и реставрационными работами и строительством непосредственно на территории города.

Прославленная своими дворцово-парковыми ансамблями, Гатчина неоднократно вспоминается и на страницах истории отечественной культуры. Биографии многих видных художников, литераторов, деятелей науки связаны с этим пригородом Петербурга. Выдающийся русский живописец-пейзажист С. Ф. Щедрин и акварелисты А. Е. Мартынов, Г. С. Сергеев, гравер С. Ф. Галактионов исполнили циклы пейзажей Дворцового парка в конце XVIII века. В середине XIX столетия художники Э. П. Гау и Л. О. Премацци с исключительной точностью и мастерством зарисовали все наиболее ценные дворцовые интерьеры. Поэт и художник Т. Г. Шевченко написал здесь одну из своих дум и запечатлел романтический облик Приоратского дворца. Многие годы прожил в Гатчине пейзажист К. П. Беггров — художник-передвижник. Постоянным гатчинским жителем был выдающийся мастер карикатуры П. Е. Щербов. Гатчинцы отметили мемориальной доской память своего одаренного земляка художника Ф. А. Васильева. Значительной была и музыкальная жизнь Гатчины. В конце XVIII века на сцене дворцового театра исполнялись произведения одареннейшего композитора Д. С. Бортнянского. В Гатчине родился композитор М. М. Ипполитов-Иванов.

Среди внушительного списка писательских имен, так или иначе связанных с Гатчиной, нельзя не назвать не один год жившего здесь Г. И. Успенского, а также А. И. Куприна, который очень любил этот небольшой городок, где находился его “Зеленый домик” — место сосредоточенного творчества. Почти тринадцать лет жил в Гатчине поэт К. М. Фофанов.

Особая роль выпала Гатчине в развитии русской авиации. На планах XIX века западнее линии Балтийской железной дороги обозначено Военное поле. Здесь с начала XX века размещались аэродром и ангары офицерской воздушной школы и аэроклуба, проводились первые показательные “публичные” полеты. Здесь овладели навыками управления летательными аппаратами Е. В. Руднев, М. Н. и П. Н. Нестеровы и многие другие летчики, составившие славу отечественной авиации.

Вот на этом поле Нестеров и овладевал навыками полета

Октябрьскую революцию Гатчина встретила подобно другим дворцовым пригородам. Рядовые служители, ученые и искусствоведы, вошедшие в историко-художественные комиссии по составлению описи имущества бывших царских резиденций, созданные сразу после Февральской революции, остались на своих постах, продолжая свое благородное дело. Однако в октябре над Гатчинским дворцом нависла опасность разгрома: город занял казачий корпус генерала П. Н. Краснова, а во дворце разместился штаб А. Ф. Керенского. Спасение дворца - заслуга П. Е. Дыбенко, который сумел убедить казаков отказаться от участия в "контрреволюционной авантюре". Так как четких исторических справок сейчас не может дать никто, предыдущее предложение имеет право на сущестование. В ночь на 2 октября Гатчинский дворец находился уже под охраной революционных войск.

19 мая 1918 года Гатчинский дворец был открыт для осмотра как музей. На торжественном открытии дворца-музея присутствовал А. В. Луначарский. Но осенью 1919 года в течение двух недель в Гатчине находились части белой армии Н. Н. Юденича. После их изгнания экспозиционная, экскурсионная и музейная работа возобновилась. За четыре с половиной года дворец посетило более 45 тысяч человек.

Значительную роль в первые годы существования гатчинского музея сыграли ученые-искусствоведы В. Я. Курбатов, В. К. Макаров, Н. Е. Лансере, Л. Кузьмин и С. Н. Бадаева, которая всю свою жизнь отдала любимому музею. Музейные работники Гатчины сумели не просто сохранить художественные сокровища, но выявить мировое значение этого дворцово-паркового ансамбля.

Когда началась Великая Отечественная война, главный хранитель гатчинского музея С. Н. Балаева и ее помощница И. Н. Янченко умело организовали спасение самых ценных коллекций. Более восьми тысяч экспонатов были отправлены с 7 июля по 19 августа четырьмя железнодорожными эшелонами в глубь страны; почти три тысячи предметов вывезли на автомашинах в Ленинград, где они сохранялись все блокадные дни.

Немецкие танки вошли в Гатчину 9 сентября 1941 года после длительных, упорных боев советских войск. Почти два с половиной года город был оккупирован фашистами. В ночь на 26 января 1944 года Гатчина была освобождена советскими войсками. В тот же день Москва отметила эту победу артиллерийским салютом, а наиболее отличившиеся части получили наименование Гатчинских. В годы оккупации город был в значительной степени разрушен, дворец сожжен. Та же участь постигла Лесную оранжерею. Парки были искажены многочисленными порубками, крупнейшие мосты взорваны, Березовый домик уничтожен. Перечень причиненного ущерба содержал десятки наименований объектов, а все, что уцелело, было в разной степени повреждено.

Несмотря на большой урон, в Гатчине, как и в других пригородах, начались восстановительные и консервационные работы. Но в сравнении с другими дворцово-парковыми ансамблями, гатчинские, из-за большей степени разрушений, восстанавливались медленнее. Однако реставрация все же велась с первых дней освобождения. С. Н. Балаева, вернувшись из Ленинграда на музейное пепелище, без промедления начала подготовку необходимой документации и организацию первоочередных работ. Позже ее усилия поддержали и продолжили такие энтузиасты, как И. В. Соколова, К. К. Мамаев, Э. А. Тихановская, А. С. Елкина.

Саперы разминировали территорию парков. В короткий срок засыпали траншеи и воронки, расчистили заросшие аллеи и дороги. За первые четыре года высадили около 6 тысяч деревьев. Скрытую в тайниках под слоем земли мраморную скульптуру извлекли и установили на сохранившиеся постаменты. По чертежам архитекторов С. Е. Путкевича и А. А. Кедринского (ныне лауреат Ленинской премии) соорудили временные деревянные мосты, использовав в качестве образцов изображения 1870-х годов. Садоводы возрождали планировку Голландских и Липового садов, острова Любви и Зверинца. По рисункам Кедринского были выполнены бронзовые завершения Смоленских ворот. Были проведены реставрационные и консервационные работы по Птичнику, Ферме, Адмиралтейству, Горбатому мосту, павильону Орла и всем воротам Дворцового парка. Заметной вехой в летописи возрождения Гатчины стало воссоздание по проекту и эскизам Кедринского Березового домика с его утонченным резным и живописным декором.

Дни празднования 40-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне ознаменовались долгожданным событием - распахнулись двери первых музейных залов дворца. Этим подведен начальный итог труда коллектива, который возглавлял лауреат Государственной премии РСФСР архитектор М. М. Плотников, и длившихся двадцать лет научных, проектных и реставрационных работ.

В 1990 году завершена основная реставрация Белого зала и Тронной Марии Федоровны. Все это открыло реальную перспективу полного возрождения Гатчинского дворца-музея.

Впереди еще очень много трудных дел. Одна из сложнейших задач - воплотить проект Ленгипроводхоза и возродить уникальную гидротехническую систему гатчинских парков, чтобы вновь стали полноводными, чистыми, прозрачными и сверкающими озера, пруды, протоки и каналы.

"Непросто возродить во всей полноте художественное бытие всего дворцово-паркового комплекса. Но красота Гатчины жива даже в руинах отдельных ее сооружений. В этой красоте запечатлено бессмертие народной души. Творческая сила народа создала и возродит гатчинские ансамбли для нашего и грядущих поколений".

От автора: Творческая сила народа конечно возродит все что угодно, т.к. на умельцев Россия богата, но ГОСУДАРСТВУ, в лице чиновников, пора повнимательнее относиться к нашему достоянию.

 



следующая страница