|
|
источник статьи: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) |
Гауптман (Hauptmann) Герхарт (15.11.1862, Оберзальцбрунн, — 6.6.1946, Агнетендорф), немецкий писатель. Сын трактирщика. Учился в художественной школе и Иенском университете. Выступил в литературе в 80-х гг. Известность Г. принесла драма «Перед восходом солнца» (1889, рус. пер. 1901), в которой изображен распад буржуазной семьи. Вскоре Г. стал главой немецкого натурализма. В драмах «Возчик Геншель» (1898), «Роза Бернд» (1903), «Крысы» (1911) содержались критика нравов кайзеровской Германии, сочувствие обездоленным. Однако в творчестве Г. сказывалась ограниченность натурализма — абсолютизация биологических законов, пассивность героев. Тема драмы «Ткачи» (1892) — восстание силезских ткачей 1844. Эта драма, новаторская по теме и стилю, показывает в качестве коллективного героя рабочую массу. Пьеса имела большой успех в России и др. странах. Комедия «Бобровая шуба» (1893) — сатирическое обличение вильгельмовской Германии. Наряду с бытовыми пьесами Г. писал стихотворные драмы, сказки, отмеченные влиянием символизма («Потонувший колокол», 1896; «Бедный Генрих», 1902). Пьеса на исторический сюжет «Флориан Гейер» (1896) рисует восставших крестьян 16 в. В духе иррационализма написаны драмы «Зимняя баллада» (1917), «Белый спаситель» (1920), «Индиподи» (1920); романы «Юродивый Эмануэль Квинт» (1910), «Остров великой матери» (1924). Проза Г., за исключением романа «Еретик из Соаны» (1918, рус. пер. 1920), содержащего обличение ханжеской морали, уступает по художественной силе его драматургии. В позднем творчестве Г. выделяется драма «Перед заходом солнца» (1932), в которой звучат социально-критические мотивы. В период господства фашизма в Германии Г. отошёл от современных тем. Написал автобиографический роман «Приключение моей юности» (1937), драматическую тетралогию на сюжет греческой легенды об Атридах (1941—44). Поэма «Великий сон» свидетельствовала о враждебности Г. нацизму. После крушения гитлеровского режима Г. был избран почётным председателем организации демократической интеллигенции «Культурбунд». Нобелевская премия (1912).
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—6, В., 1906; Gesammelte Werke, Bd 1—17, В., 1943: Ausgewählte Dramen, Bd 1—4, В., 1956; Ausgewählte Werke, Bd 1—8, В., 1962; в рус. пер. — Полн. собр. соч., т. 1—14, М., 1910—1912; Избр. драмы, М. — Л., 1930; Пьесы, т. 1—2, М., 1959.
Лит.: Луначарский А. В., Собр. соч., т. 4, М., 1964, с. 346-48, 376; его же, Перед восходом и заходом солнца, там же, т. 6, М., 1965: Меринг Ф., Литературно-критические статьи, т. 2, М. — Л., 1934; Сильман Т., Г. Гауптман, Л. — М., 1958; История немецкой литературы, т. 4, М., 1968; Лихачев Б. П. [сост.], Герхарт Гауптман. Биобиблиографич. указатель, М., 1956; Guthke К. S., G. Hauptmann. Weltbild im Werk, Gött., 1961; Heuser F. W., G. Hauptmann, Tübingen, 1961; Lukács G., Deutsche Literatur im Zeitalter des Imperialismus, 6 Aufl., B., 1950; G. Hauptmann — ein Meisterrealistischer Menschengestaltung, B., 1962; J. R. Becher über Literatur und Kunst, B., 1962, S. 861—62. И. А. Бернштейн. Г. Гауптман. «Шествие». Из серии «Восстание ткачей» К. Кольвиц по мотивам драмы Г. Гауптмана «Ткачи». |