|
|
источник статьи: Большой энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона |
Кабэ(Etienne Cabet) — французский писатель, глава коммунистической школы (1788—1856). Сын простого рабочего; первоначальное образование получил в Дижоне, под руководством Жакото (см. соотв. статью). Получив звание доктора прав, К. занялся адвокатурой, защищая дела преимущественно политического характера. Во время ста дней он был одним из основателей бургундской федерации национальной обороны, за что, после возвращения Бурбонов, ему временно запрещена была, адвокатская практика. Во время реставрации он состоит деятельным членом союза карбонариев. После Июльской революции, в которой он принимает большое участие, он пытается убедить герцога Орлеанского в необходимости созыва законодательного собрания для пересмотра конституции. Назначенный генеральным прокурором на о-в Корсику, он скоро отрешается от должности, недолго заседает в палате депутатов и пишет жестокий памфлет против июльской монархии. Преданный суду, К. оправдан присяжными, но вскоре навлекает на себя новое преследование, двумя статьями в основанном им журнале "Populaire". Приговоренный к 2-летнему тюремному заключению, он бежит в Англию, где пишет несколько исторических сочинений, более тенденциозных, нежели основательных, и наконец, под влиянием "Утопии" Мора, становится убежденным коммунистом и в 1840 г. издает "Путешествие в Икарию". Вернувшись во Францию, К. усиленно пропагандирует свое коммунистическое учение во множестве брошюр и в 1841 г. возобновляет журнал "Populaire", с открыто коммунистическим направлением. В 1847 г., с целью практического осуществления своих идей, он покупает землю в Техасе и организует переселение туда нескольких сот французских рабочих. Неудачи первых переселенцев заставляют К. лично отправиться в колонию, которая переносится им из Техаса в Новоо (шт. Иллинойс) и временно достигает благосостояния. Затем возникают внутренние раздоры и неудовольствия против К., которого некоторые из возвратившихся во Францию колонистов обвиняют в мошенничестве и шантаже. Заочно осужденный, К. едет в Париж и добивается нового рассмотрения дела, оканчивающегося полным его оправданием. Государственный переворот 1851 г. заставляет К. возвратиться в колонию. Самовластность его в роли правителя и разные неудачи приводят к разрыву между ним и его последователями: К. изгоняется из колонии и умирает в С.-Луи, осужденный своими учениками. Свое коммунистическое учение К. изложил сначала в виде путевых записок английского лорда, посетившего фантастическую страну Икарию. Описание государственного строя идеальной страны составляет центр тяжести книги, не чуждой и романического элемента, но крайне неудовлетворительной с художественной точки зрения. Убедившись в несовершенстве господствующего повсюду социального строя, икарийцы произвели у себя государственный переворот и выбрали диктатором Икара, для постепенного, в течение пятидесяти лет, проведения в жизнь коммунистического идеала. В момент посещения Икарии лордом Керисдалем территория страны, с постройками, принадлежит уже всей нации. Все движимое имущество нации, вместе с произведениями промышленности и земледелия, составляет один капитал, которым народ, через своих избранников, распоряжается как своей нераздельной собственностью. "Республика или община одна владеет всем; она организует промышленные занятия, строит мастерские и магазины; она обрабатывает землю, производит все, что нужно для пищи, одежды, помещения и меблирования, наконец она доставляет всякому гражданину пищу, помещение и мебель". Труд в Икарии является обязательным и длится около 6—7 часов для взрослых граждан, причем работа выбирается каждым сообразно его способностям, но, раз избранная, делается навсегда его специальностью. Труд столь приятен, что от него никто не уклоняется; машины исполняют более тяжелые и грязные работы. Основной принцип: "De chacun suivant ses forces, à chacun suivant ses besoins". Время и порядок работы, равно как и вся домашняя жизнь икарийцев, строго регулированы законом. В пище, одежде и помещении наблюдается строгое равенство, не исключающее разнообразия. Брак почитается в Икарии делом священным, выбор вполне свободен, супруги равны, нарушение верности — вещь неслыханная, развод допускается только как исключение. Религия икарийцев — чистый деизм, причем каждому предоставляется следовать тем или другим религиозным догматам; жрецы существуют лишь для нравственных назиданий, но не для богослужения. Печать в Икарии находится под строгой цензурой и в сущности является вполне официальной. Власть избранных правителей неограниченна; мнения большинства имеют силу закона как в деле общественного и личного благоустройства, так и в вопросах искусства и науки. Решения правительства оказываются всегда благодетельными для народа. В отличие от материалистического коммунизма Дезами, Пилло, Лаготьера и религиозно-мистического коммунизма аб. Констана, Дюмениля и Эскироса, коммунизм К. может быть назван этическим и сантиментальным. Он вытекает всецело из чувства братства, которое, но мнению К., должно объединить все человечество. "Природа желала, чтоб человек был счастлив"; несчастье является следствием невежества, неопытности человека, дурного социального устройства, а больше и прежде всего — следствием частной собственности, этой главной причины неравенства и всех вытекающих из него бедствий (мысли Руссо). "Естественная справедливость" не может допустить, чтобы человек имел излишек, когда его ближний лишен необходимого. Коммунизм К. отличается мирным и умеренным характером; воцарения его на земле К. ждет не от революции, а от мирного распространения идей, причем коммунистическому строю должна предшествовать переходная стадия, при которой частная собственность сохраняется, но труд постепенно становится обязательным, наследство уничтожается, система обложения реформируется, армия распускается, бедные получают поддержку от государства. Громадная популярность, созданная К. его "Путешествием в Икарию", доставила ему массу последователей, а вместе с тем привела и к жестокой полемике с другими, более крайними коммунистическими фракциями. В этой полемике (напр. с Дезами и аб. Констаном) К. выказал нетерпимость к чужому мнению и претензию считаться единственным пророком коммунизма. Всех сочинений К. больше ста; главные из них: "R évolution de 1830 et situation pré sente" (2 изд., 1833); "Histoire populaire de la r évolution française" (1839); "Credo communiste" (1841); "Douze lettres d'un communiste à un réformiste sur la communauté" (1842); "Comment je suis communiste" (1840); "Almanach icarien" (1843—1848, 1852); "Etat de la question sociale en Angleterre, en Ecosse, en Irlande et en France" (1843); "Le vrai christianisme suivant Jésus Christ" (1846); "Réalisation de la communauté d'Icarie" (1847—1850); "Compte rendu par le président de la communauté" (1854). Главные сочинения о К.: "Biographie de Cabet et R éponse aux ennemis du communisme" (1846); Béluze, "Mort du fondateur d'Icarie" (1856); A. Hepner, "Die leaner in Nordamerika" (1886); L. Stein, "Socialismus und Commumsmus des heutigen Frankreichs"; Sudre, " Histoire du communisme" (1850); Malou, "Histoire du socialisme" (т. II); статья проф. Лексиса, в "W ö rterbuch der Staatswissenschaften" (т. II); статья Molinsky, в "Revue Socialiste" (1891—92); Dr. Lux, "Etienne Gabet u. der ikarische Communismus" (Штуттг., 1894); Щеглов, "История социальных систем" (т. II). Н. Водовозов. |