|
|
источник статьи: Большой энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона |
Corpus juris civilis— обычное теперь название юстиниановой кодификации римского права (институции, дигесты, кодекс, новеллы). Не противореча рим. пониманию слов (выражение corpus juris встречается в кодексе), оно не применялось, однако, римлянами в этом смысле и входит в употребление только в средние века; но и в это время мы не встречаем рукописей, а позднее — печатных изданий, соединявших в одно целое все части юстиниановых сборников. В первый раз под этим именем юстинианова кодификация появляется в издании Дионисия Готофреда (см.), начатого в 1583 г. Раньше отдельные части кодификации переписывались и издавались отдельно в том виде, в каком употреблялись в школьном преподавании и изучении. По юстинианову порядку преподавания изучались не все части его законодательства. После институций изучали 1—23, 26, 28 и 3 0 книги, а на четвертом году преподавания — 24, 25, 27, 29, 31 и 36 книги дигест; кодекс вовсе не был предметом преподавания. Сообразно с этим определились деление и состав рукописей дигест (см.) и кодекса (см.), которые послужили основой изучения римского права в средние века. Соединению в одно целое препятствовало и неудобство употребления объемистой кодификации в школах, особенно при всеобщем обычае глиссирования рукописей. Первоначальные цельные рукописи и печатные издания юстиниановых сборников распадаются, поэтому, на 5 томов (volumina), содержавших: 1-й — digestum vetus, 2-й — infortiatum, 3-й — novum, 4-й — 1—9 книги кодекса, 5-й — 10—12 книги кодекса, известную глоссаторам рукопись новелл (см.), так назыв. Authenticum, и институции. Готофред в своем издании уничтожил это деление, соединил части дигест и кодекса в одно целое и дал все части кодификации в том виде, в каком мы их имеем теперь и согласно с их истинным соотношением между собой. Три первых составных части С. juris — институции, дигесты и кодекс — в действительности связаны между собой тесной связью. Представляя собой краткое систематическое обозрение всего римского права, институции (см.) являются отличным введением в изучение обширных и сложных по составу, и притом не систематичных, дигест и кодекса. Последние также представляют неразрывное целое, будучи: первые — кодификацией права юристов, второй — императорских конституций. Новеллы являются естественным дополнением к этим трем частям. Неудивительно, что расположение Готофреда удержалось до сих пор, как и данное им название. Текст Готофредова издания С. juris основан на работах его предшественников: Августина, Куяция (см.), Галоандера (см.) и др., ревностно занимавшихся критикой ранних средневековых рукописей и изданий, и для своего времени был очень хорош (см. Рецепция римского права и Филологическая школа права). Теперь, после новых работ по исправлению текста, предпринятых представителями исторической школы права, он устарел. Труды Блума, Генеля, Геймбаха, Витте, Винера, Шрадера и др. внесли ряд поправок в чтение С. и послужили основанием для наиболее употребительного до последнего времени издания братьев Кригель (Kriegel), в котором редакция кодекса принадлежит Германну, а новелл — Озенбрюггену (длинный ряд стереотипных изданий). Новейшая филологическая критика, главным образом, в лице Моммсена, издавшего дигесты, Крюгера, издавшего кодекс и институции, и Шелля, издавшего новеллы, внесла новые и существенные улучшения в текст. Они все приняты в новейшем издании Weidmann'a (Берл. 1880—91). См. Кодификация, Институции, Дигесты, Кодекс, Новеллы. Ср. Kr üger, "Geschichte der Quellen und Litteratur des Rö m. Rechts" (§§ 52—53, Лпц., 1888); Stintzing, "Geschichte der deutschen Rechtswissenschaft" (1880, I, гл. VI); Dernburg, "Pandecten" (I, § 6). В. Н. |