Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Хачатурян Арам Ильич [р.24.5(6.6).1903, Тбилиси], советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973), академик АН Армянской ССР (1963). Член КПСС с 1943. Обучаться музыке начал в возрасте 19 лет в Музыкальном техникуме им. Гнесиных (окончил в 1929 по классу виолончели; также композиции у М. Ф. Гнесина). В 1934 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. Ещё в консерватории написал произведения, привлекшие внимание музыкальной общественности, — песню-поэму для скрипки с фортепиано (1929), токкату для фортепиано (1932), трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932). Большой успех принесли Х. 1-я симфония (1934) и концерты с оркестром для фортепиано (1936), для скрипки (1940), обогатившие советскую музыку новыми выразительными средствами, опирающимися на многообразные традиции музыкального искусства народов Советского Востока и в то же время органичес ки связанными с наиболее прогрессивными идейно-эстетическими и техническими принципами современного симфонизма. Х. свойственны светлое восприятие жизни, горячий темперамент, выдающееся полифоническое мастерство и виртуозная техника оркестрового письма. Произведения композитора, исполненные пафоса утверждения прекрасного, отличают смелые контрасты напряженно-драматических эпизодов и проникновенной лирики, красочность гармонии и оркестровки.

  В годы Великой Отечественной войны 1941—45 Х. создал 2-ю симфонию (1943) — героико-трагическую эпопею, воплотившую патриотическую идею народно-освободительной борьбы, балет «Гаянэ» (1942; 1-я редакция под названием «Счастье», 1939), содержание которого также связано с темой борьбы за счастье родины (на основе музыки балета написал 3 сюиты), а в 1947 — одночастную симфонию-поэму для большого симфонического оркестра, органа и 15 дополнительных труб, представляющую собой торжественно-праздничную оду к 30-летию Октябрьской революции. В 1954 Х. завершил работу над парти турой монументального балета «Спартак», в музыке которого в полной мере раскрылось драматургическое мастерство композитора (3 симфонические сюиты на основе музыки балета «Спартак» — репертуарные пьесы многих оркестров). В 60-е гг. композитор написал триаду концертов с оркестром — концерт-рапсодию для скрипки (1961), концерт-рапсодию для виолончели (1963) и концерт-рапсодию для фортепиано с оркестром (1968), в которых ярко выявилась свойственная Х. стихия импровизационности, а в 70-е гг. — сонату-фантазию для виолончели соло (1974) и «Сонату-монолог» для скрипки соло (1975). Среди др. произведений: «Торжественная поэма» (1950), «Приветственная увертюра» (1958), «Ода памяти Владимира Ильича Ленина» (1949) для симфонического оркестра, 3 концертные арии для высокого голоса с оркестром (1971), песни и романсы, пьесы для духового оркестра, фортепиано (в т. ч. соната, 1964; «Речитативы и фуги», 1928—72). Автор музыки к спектаклям московских театров, в том числе: «Валенсианская вдова» Лопе де Веги (1940), «Маскарад» Лермонтова (1941; сюита из музыки к драме завоевала широчайшую популярность на концертной эстраде), «Кремлёвские куранты» Погодина (1942), «Макбет» Шекспира (1955), «Король Лир» Шекспира (1958). Автор музыки к кинофильмам, в том числе: «Пепо», «Зангезур», «Человек № 217», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Отелло», «Сталинградская битва», «Владимир Ильич Ленин». Автор Государственного гимна Армянской ССР (1944). С 1950 выступает как дирижёр, гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и в зарубежных странах. С 1950 преподаёт композицию в Московской консерватории и в институте им. Гнесиных (с 1951 — профессор). В числе его учеников — А. Я. Эшпай, М. Л. Таривердиев. Секретарь Союза композиторов СССР (с 1957). Депутат Верховного Совета 5-го созыва. Почётный член ряда зарубежных академий искусств. Член Советского комитета защиты мира. Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971), Государственная премия Армянской ССР (1965). Награжден ордено м Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями.

 

  Лит.: Хубов Г. Н., Арам Хачатурян. Эскиз характеристики, М., 1939; его же, Арам Хачатурян, 2 изд., М., 1967; Шнеерсон Г. М., Арам Хачатурян, М., 1958; Асафьев Б., Очерки об Армении, М., 1958, с. 30—32; Шостакович Д., Яркий талант, «Советская музыка», 1959, № 6; Чеботарян Г. М., Полифония в творчестве Арама Хачатуряна, Ер., 1969; Арам Хачатурян, Сб. статей, сост. Г. Геодакян, Ер., 1972; Тигранов Г. Г., Балеты Арама Хачатуряна, 2 изд., М., 1974; Арам Ильич Хачатурян. Сб. статей, сост. С. Рыбакова, М.,1975.

  Г. М. Шнеерсон.

 

 


А. И. Хачатурян.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна