|
|
источник статьи: Большая Советская Энциклопедия |
Легковой автомобиль, автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек (включая водителя). Наибольшее распространение получили 4—5-местные Л. а. с закрытыми кузовами. В СССР Л. а. классифицируются по рабочему объёму цилиндров двигателя: особо малый Л. а. до 1,2 л, малый от 1,2 до 1,8 л, средний от 1,8 до 3,5 л, большой свыше 3,5 л. Промышленность СССР выпускает автомобили всех четырёх классов в соответствии с перспективным типажом на 5—10 лет. За рубежом Л. а. с рабочим объёмом двигателя до 0,85 л называется микролитражным автомобилем, а от 0,85 до 1,5 л — малолитражным автомобилем. Каждый класс Л. а. может быть также охарактеризован весовыми параметрами, габаритными размерами, средними эксплуатационными показателями. Современный уровень конструкции Л. а. характеризуется данными таблицы. Основные показатели современных легковых автомобилей ( средние данные)
В зависимости от расположения двигателя и привода ведущих колёс различают конструктивные компоновки Л. а.: двигатель в передней части автомобиля, ведущие колёса задние; двигатель в передней части автомобиля, ведущие колёса передние; двигатель в задней части автомобиля, ведущие колёса задние. Кузова Л. а. в большинстве случаев несущего типа, цельнометаллические, сварные. Л. а. выпускаются с кузовами различных типов (рис.): седан — четырёхдверный закрытый кузов с 2 или 3 рядами сидений; лимузин — то же, но с внутренней перегородкой (между передними и задними сиденьями); купе — двухдверный закрытый кузов; кабриолет — то же, что и седан, но с открывающейся крышей; фаэтон — четырёхдверный кузов с мягким открывающимся верхом; универсал — закрытый кузов, имеющий, помимо боковых, ещё и заднюю дверь, задние си денья складывающиеся, что позволяет увеличить ёмкость кузова для размещения багажа. Распространены двухдверные кузова со скошенной задней стенкой и вделанной в неё дополнительной третьей дверью, что позволяет использовать Л. а. и как грузопассажирский. На базе Л. а. выпускаются разнообразные специализированные автомобили: такси, санитарные, почтовые, спортивные и др. Как правило, Л. а. оснащаются поршневыми карбюраторными двигателями внутреннего сгорания. Отдельные фирмы устанавливают дизельные двигатели, а также роторно-поршневые (см. Ванкеля двигатель). В ряде стран предполагается завершение разработок и серийный выпуск Л. а. с электрическим двигателем. В трансмиссии главным образом используются однодисковые сухие сцепления, четырёх-пятиступенчатые коробки передач, шестерёнчатые главные передачи с гипоидным зацеплением. Некоторые автомобили выпускаются с автоматическими коробками передач. Основной тип передней подвески — независимая рычажно-пружинная подвеска, задняя подвеска в большинстве случаев зависимая с упругими элементами в виде рессор или пружин. Тормозные системы — с гидравлическим приводом. Колёсные тормоза колодочные или дисковые — с автоматической регулировкой. В новых моделях Л. а. повышаются динамические и экономические качества, увеличивается их максимальная скорость, сокращается время, затрачиваемое на разгон, повышается эффективность действия тормозов, комфортабельность и облегчается управление. Большое внимание уделено повышению безопасности конструкции, снижению токсичности отработавших газов двигателя, снижению уровня шума, внешним формам и качеству покраски, а также лучшему приспособлению Л. а. для туристских поездок (решётчатые багажники, устанавливаемые на крыше, откидывающиеся спинки переднего сиденья и т.п.). Некоторые Л. а. оборудуются приспособлениями для буксировки лёгких одноосных прицепов (прицепа-дачи, прицепа для перевозки лодки и др.). Л. а. оснащаются различным оборудованием, предотвращающим травмирование водителя и пассажиров в случае дорожно-транспортного происшествия (см. Безопасный автомобиль). Наибольшая интенсивность эксплуатации у автомобилей-такси. Их годовой пробег в СССР составляет в среднем около 80 тыс. км, у Л. а., используемых для служебных целей, — 30—40 тыс. км, у автомобилей личного пользования — около 8 тыс. км. В 1971 в СССР выпущено 529 тыс. Л. а. (5,5 тыс. в 1940; 64,6 тыс. в 1950; 138,8 тыс. в 1960). Производство Л. а. в СССР увеличится к 1975 по сравнению с 1970 в 3,5—3,8 раза и достигнет примерно 1300 тыс. Л. а. в год. Резкое увеличение выпуска Л. а. в СССР стало возможным благодаря пуску Волжского автозавода, рассчитанного на производство 660 тыс. Л. а. в год. Мировое производство Л. а. составляет 24 300 тыс. автомобилей в год (1971). См. также статьи Автомобиль, Автомобильная промышленность, Автомобильный двигатель, «Волга», «Жигули», «Запорожец», «Мос квич».
Лит.: Фучаджи К. С., Кауфман Ш. М., Автомобиль «Запорожец» ЗАЗ-965А. Устройство, техническое обслуживание и ремонт, М., 1969; Гольд Б. В., Как работает автомобиль, 4 изд., М., 1970; Краткий автомобильный справочник, 6 изд., М., 1971; Родионов В. Ф. и Фиттерман Б. М., Легковые автомобили, М., 1971; Автомобиль «Москвич-412», М., 1971; Автомобиль ГАЗ-24 «Волга», М., 1971. Н. Б. Островский. ![]() Седан ГАЗ-МI (СССР). ![]() ГАЗ-69 (СССР). ![]() «Ситроен» 2 CV (Франция). ![]() Микроавтомобиль «Фиат-850» (СССР) с двигателем сзади. 70-е гг. ![]() Микроавтомобиль «Фиат-500». ![]() «Фольксваген» (ФРГ). ![]() Такси «Рено» (Франция). Начало 20 в. ![]() Микроавтомобиль «Мини» (Великобритания) с приводом на передние колёса от поперечно расположенного двигателя. 70-е гг. ![]() Перспективная модель: спортивное купе. ![]() Лимузин ЗИЛ-114 (СССР). ![]() Седан «Шевроле» (США). 20-е гг. 20 в. ![]() Перспективная модель: городское такси. ![]() Французский автомобиль высшего класса «Испано-Сюиза». ![]() Родстер («дор ожный») «Паккард» (США). 30-е гг. 20 в. ![]() «Ситроен» с кузовом типа комби (Франция). ![]() Лимузин «Роллс-Ройс» (Великобритания). Начало 20 в. ![]() Универсал «Жигули» (СССР). ![]() Дубль-фаэтон «Руссо-Балт». Начало 20 в. ![]() «Фиат» с кузовом типа комби. ![]() «Крейслер» с автоматической трансмиссией и панорамным ветровым стеклом. Начало 60-х гг. ![]() Легковые автомобили с кузовами: а — седан; б — лимузин; в — купе; г — универсал; д — кабриолет; е — спортивного типа. ![]() Багги «Олдсмобил» (США). Начало 20 в. ![]() Торно «Фиат» (Италия) с входом сзади. Начало 20 в. ![]() «Татра» (ЧССР). ![]() Французский автомобиль высшего класса «Бюгатти». ![]() «Крайслер» (США) с несущим кузовом, независимой подвеской колёс и гипоидной главной передачей. ![]() «Победа» (СССР). ![]() Кабриолет «Панар-Левассор». Франция. Конец 19 в. ![]() Перспективная модель: аккумуляторная городская «каретка». ![]() «Ланча» (Италия) с несущим кузовом и независимой подвеской колёс. 20-е гг. 20 в. ![]() Седан «Волга» (СССР). ![]() «Корд» (США) с приводом на передние колёса. ![]() Виз-а-ви «Де Дион-Бутон». Франция. Конец 19 в. ![]() Купе «Рено». Франция. Конец 19 в. ![]() Фаэтон «Форд-Т» (США) массового производства. 10-е гг. 20 в. ![]() «Ситроен» DV (Франция). ![]() «Рено» с кузовом типа комби (Франция). |