Мензуральная теория
— старинный способ точного обозначения длительности нот. Первые шаги в
определении длительности видны в хоральной ноте, состоящей из ромбоидальной
головки, с шейкой или без нее, и встречающейся в рукописных антифонариях и
служебниках XII в. Развитие М. теории начинается в конце XII или начале XIII в.
с Франкона Кёльнского. В М. теории всех нот разной длительности было 8: maxima
, longa
, brevis
, semibrevis
, minima
, semiminima
, fusa
, semifusa
. Maxima (или
duplex longa) была вдвое больше longa,
longa — втрое больше brevis, когда она не чередовалась с последней, и вдвое
больше, когда с ней чередовалась, brevis — втрое больше semibrevis, если с ней
не чередовалась, и вдвое — если чередовалась, и т. д. Для увеличения
длительности нот около ноты ставилась точка. Такой прием назывался альтерацией.
Вышеприведенные ноты окончательно выработались к XV в. Трехдольное деление нот
называлось tempus perfectum, двухдольное — tempus imperfectum. Brevis
соответствовала нашей двойной целой ноте. Деление
музыки на такты появилось лишь в
XVI в. К этому же времени М. теория начинает понемногу уступать место новейшему
ритмическому изображению в музыке. М. теорию разрабатывали Вальтер Одингтон
(XIII столетие), Иероним Моравский (ХIII столетие), Иоанн Мурский (XIV
столетие), Маркет Падуанский (XIV столетие), Филипп Витрийский (XIII столетие),
Тинкторий (XV столетие), Гафорий (XVI столетие).
Н. С.
|