НИЧЕЙНЫЙ ПАРК
Источник: НЕВСКОЕ ВРЕМЯ nevskoevremya.spb.ru
05.10.2002 // :: КУЛЬТУРА :
Автор: Надежда ДЕМКИНА
Мы уже писали о том, что в Гатчине состоялось открытие Приоратского
дворца, уникального землебитного сооружения. Это событие послужило поводом
для беседы с Никитой БАТЕНИНЫМ, директором государственного музея-заповедника
"Гатчина" - о том, чем живет музей сегодня, как жил раньше и
чего ждет от будущего.
- Как так получается, что прямо рядом с вновь открывшимся Приоратским
дворцом стоят дома, дачи, вокруг неубранная территория, мусор? Черное
озеро, на котором стоит дворец, заросло. Эта земля принадлежит городу?
- Исторически ситуация была достаточно простая: все то, что принадлежало
дворцовому управлению, в 1918 году было отведено под музейное владение.
И Приоратский парк, и Приорат, и Зверинец, и Сильвия - почти все. В послевоенный
этап, начиная с 1956 года, когда музея как такового не было, территории
были перераспределены. Существовало постановление, по которому часть земель
была отдана городу, часть - Ленводоканалу. И со времени открытия музея
в 1985 году не было дня, чтобы об этом не говорили, не писали письма,
не пытались вернуть прежде всего Серебряное озеро, да и вообще всю гидросистему,
которая должна относиться к нашему заповеднику. Но безрезультатно. И не
потому, что город плохо к нам относится. У нас замечательные отношения,
но терять свое трудно. Город привык, что дворцовый парк-заповедник - это
парк культуры и отдыха, что-то вроде ЦПКиО. Сегодня многие конфликты с
населением происходят именно из-за этого.
- Да, через парк проложен настоящий торный путь. Музей-заповедник находится
в кольце города, и люди таким образом сокращают себе дорогу.
- Это большая проблема. Я очень люблю парки культуры и отдыха. Но сам
их характер, когда дозволено все и когда главное - развлечение, по принципу
"сделайте мне весело, хорошо и красиво" - эта потребительская
по сути психология сейчас сказывается и на заповедных территориях. К нам
приходят веселиться: выпить, закусить, посидеть. А где у вас тут рестораны,
а где аттракционы, и вообще, зачем столько деревьев? Парк в очень тяжелом
состоянии. Не в последнюю очередь потому, что финансирование его сейчас
практически не ведется. Это не политика музея - музей-то заинтересован
в обратном. Это политика администрации города, Петербурга в данном случае,
для которого парк как был не свой, так и остался не свой. Постоянно в
городе звучат речи: какой дворцовый парк, это областной парк, пусть область
им и занимается.
- И получается, что парк ничей.
- Да, ничейный парк. И вот даже уже за время моего директорства (а я работаю
здесь год) мы написали несколько писем с просьбой рассмотреть вопрос о
том же Приоратском парке, о благоустройстве дорог, постройке автостоянки
(чтобы было где останавливаться автобусам с экскурсантами), но воз и ныне
там. А позиция Гатчины проста: отдайте парк нам - мы там все сделаем.
Но это абсурдно. Раньше наша территория была 600 га, теперь 146. Многие
территории мы уже потеряли навсегда - там сейчас городская застройка.
Мое глубокое убеждение, что проблема разрешится лишь тогда, когда мы твердо
встанем на ноги. А встать на ноги возможно лишь на основе финансирования,
которое обеспечит дальнейший рост реставрационных и восстановительных
работ.
Сегодня, на мой взгляд, такое финансирование со стороны комитета по культуре
происходит хаотично, стихийно, иногда субъективно в силу различного понимания
культуры, в силу тех или иных интересов и взглядов руководителей. На сегодняшний
день никакой долгосрочной программы. Концепции или точно сформулированного
понимания приоритетов не существует. Еще в начале девяностых такая программа
создавалась в силу необходимости: копейки распределять гораздо труднее,
правда? Но когда денег совсем не было, нужна была концепция не для того,
чтобы никого не обидеть, а просто чтобы всем выжить. Сегодня уже другие
проблемы, поэтому четкая политика должна быть: что мы поддерживаем, какую
политику проводим в отношении музеев-заповедников.
Хорошо, если б сели за один стол губернатор, вице-губернатор, директора
дворцов-заповедников, министр культуры и поговорили. Например, решили
бы, нужны мы городу или переходим в ведение Федерации. Последнее гарантирует
капитальный ремонт и реставрацию, а нам пока большего не нужно. Мы на
зарплату себе заработаем. Если же Федерация нас не берет, давайте определим,
насколько заповедники необходимы Петербургу.
- Реален ли такой круглый стол?
- Боюсь, что кроме самих дворцов-заповедников, это никому не нужно.
- Если вернуться вновь к финансовому вопросу: вы сказали, что сами себе
на жизнь заработаете.
- Ну, доход от входных билетов, если его сравнивать с доходами Петродворца
или Царского Села, невелик. Если же нас сравнивать с самими собой какой-то
давности и даже со многими городскими музеями, то все не так грустно.
Какой-то доход идет от печатной продукции. Сдавать площади в аренду музей
не имеет права (разве что реставраторам, чтобы им ночевать далеко не ездить).
Так что суммы небольшие, но на зарплату хватит. У нас трудятся потрясающие
люди, болеющие за свой музей, работающие за крайне небольшие деньги.
- Как ваш дворец задействован в культурных мероприятиях? Является ли он
фестивальной или выставочной площадкой?
- Да, конечно. Во-первых, это праздники. Я не говорю о Дне города, который
традиционно проходил на плацу и сейчас вновь по нашей инициативе отмечается
именно здесь. У нас возрождены плац-парады. Правда, особых отдельных войск
для этого у нас нет, а мы хотим сделать это настоящим международным фестивалем.
Сотрудничаем с музыкальным фестивалем "Дворцы Санкт-Петербурга".
Принимаем гостей нашего местного кинофестиваля "Кино и литература".
В будущем году к нам приедет фестиваль "Виват кино России!".
Есть планы создать собственный музыкальный фестиваль "Гатчинские
ассамблеи", в рамках которого в самом дворце, в павильонах и в парке
вокруг состоялась бы целая серия концертов. Пока это все на уровне переговоров.
Пытаемся, но прорваться здесь очень тяжело.
- Прорваться через что?
- Через устоявшиеся стереотипы. Вокруг нас сложился некий миф "изоляции".
Впрочем, Гатчина всегда была особым местом. Она знала и взлеты, и падения,
но и то и другое было специфическим. Если что происходило, то сразу по
максимуму. Разрушаться, так полностью. Расти, так стремительно. Да, Гатчина
- особое место. Во времена Павла она была полностью изолирована. Приехать
просто так сюда было невозможно. Следующее имя, которым мы здесь живем,
- Александр III. Здесь все полно им. Мы, кстати, начали работы по восстановлению
комнат императора. Почему Александр III сюда приезжал? Из-за боязни покушения,
а значит, Гатчинский дворец опять был закрыт. Наконец, революция. Керенский
приезжает в Гатчину именно в поисках уединения, изоляции, позволяющей
собрать силы.
И эта особенность, изолированность Гатчины, ощущается и сегодня. Попробуйте,
пройдите по улице, задайте вопрос: когда вы видели в последний раз Гатчинский
дворец и, вообще, видели ли? 90% ответят, что не знают о его существовании.
Даже когда сюда приезжали музейные работники, то и они удивлялись увиденному
и сетовали, что не знали о нас раньше. И это музейщики! Потому и говорят
руководители высокого ранга: Гатчина - это область. А область говорит:
Гатчина - это город.
- И все-таки называют пять жемчужин в ожерелье вокруг Петербурга, в их
числе и Гатчину.
- Да, Гатчина уникальна. К сожалению, вы можете сейчас оценить уникальность
только ее внешнего облика, а она славилась своими интерьерами. Это единственный
дворец бытовой жизни императоров. Что вы видите в Петродворце, в Царском
Селе? Парадные залы, парадная жизнь. Золото, все блестит, гости, приемы.
Здесь проходила обыденная часть их жизни. Но характер людей открывается
именно в повседневности. Гатчина, как никто, способна показать дворцовую
жизнь изнутри - через интерьеры комнат, через личные вещи. Чтобы все это
возродить - нужно много сил, времени, денег.
- Каковы ближайшие планы музея?
- "Служенье муз не терпит суеты". Независимо от трудностей мы
стараемся постепенно решать наши задачи. Как бы ни хотелось открыть на
будущий год весь дворцовый комплекс, нас бы обрадовала и реализация тех
планов, которые сегодня кажутся возможными. В 2003 году мы, надеюсь, откроем
выставку тканей XVIII-XIX вв., личные покои семьи Александра III, Сигнальную
башню, на которой находился уникальный оптический телеграф императора.
Для нас это серьезные шаги на пути возрождения дворца-заповедника. А пока
я приглашаю всех увидеть восточную коллекцию Гатчинского дворца на выставке,
которая открывается в Мраморном зале Российского этнографического музея.
Надежда ДЕМКИНА
|