на головную страницу сайта | к оглавлению раздела | Карта сайта / map

Статьи и публикации о городе Гатчина

Articles and publications about the city of Gatchina



 
 
 
   


Matushka Maria of Gatchina

The small town of Gatchina, some 30 miles from Petrograd, was the destination of many people weighed down by sorrows, grief. depression and despondency. They came to visit a nun, Matushka Maria, who was vouchsafed from the Lord a great gift: consolation of the sorrowing. This gift was granted after she had patiently endured much suffering herself. She had been afflicted with encephalitis (inflammation of the brain) and then Parkinson's Disease which left her a total invalid: her whole body was immovable and she spoke in a monotone with half-closed mouth. She exhibited none of the usual signs of her disease -irritability, egocentrism, stubbornness-but was extremely meek, undemanding and constantly engrossed in prayer. Her brother looked after her with self-sacrifice and received her many visitors. And it was not only ordinary people who came, but also Church hierarchs, among whom was Metropolitan Joseph; in her reception room hung his photo graph with the inscription: "To the deeply respected Matushka Maria, who, among many grieving ones, has consoled also me a sinner."

About 1930 she and her brother were arrested and accused of "counter-revolutionary propaganda" (they refused to recognize Metropolitan Sergius' Declaration). The innocent and helpless invalid was dragged by her arms along the floor and the ground and flung into the truck of the Checkists. Like most invalid prisoners she was soon killed.

http://www.roca.org

Матушка Мария Гатчинская

Источник: Покровский Собор г. Гатчина pokrov.gatchina.ru

Она имела дар утешения…

«Тоска есть крест духовный – посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаиваться, то есть после покаяния снова впадают в прежние грехи… А потому – только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое, душевное страдание. Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью и терпением и великой благодарностию Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния…… А ведь какое это великое утешение – сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов. От мысли этой – в умиление придти надо, и тогда тоска постепенно растает, и истинные плоды покаяния зачнутся…»

ответ матушки Марии Гатчинской И.М. Андреевскому на его жалобы о невыносимой тоске

 

В ранней молодости Лидия Александровна Лелянова (так звали ее до пострига) заболела тяжелым энцефалитом, который дал осложнение – болезнь Паркинсона. Её тело потеряло подвижность, лицо стало анемичным и напоминало маску. Речь у девушки сохранилась, но она стала говорить сквозь зубы, медленно и монотонно. Болезнь Паркинсона и ныне считается неизлечимой. Характерные симптомы этого заболевания проявляются в припадках раздражительности и повышенной возбудимости, в ярко выраженном эгоцентризме и в постепенном разрушении личности.

Но не так было с матушкой Марией. Оказавшись полным физическим инвалидом, она не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние. Благодаря непрестанной, углубленной молитве и приобрела страдалица эти не свойственные пораженным болезнью Паркинсона черты личности и характера, а за великие смирение и кротость Господь наградил ее даром утешения скорбящих, приезжавших в Гатчину не только из Петрограда, Москвы, но и из разных концов России.

В двух этажный дом на углу Багговутской улицы, 41 и Соборной, 21, неподалеку от Павловского собора, Лидию Александровну перевезли в 1909 г. В этом доме жил ее старший брат Владимир, содержавший в нем Елизаветинскую аптеку.

До переезда в Гатчину семья Леляновых жила в Петербурге, неподалеку от Новодевичьего монастыря, на Забалканском проспекте, 101. Купеческая династия Леляновых была в столице известной, уважаемой и богатой, ибо давно считалась по первой гильдии.

В доме на Забалканском и родилась в 1874 г. Лидия Александровна. Вскоре появилась на свет и младшая Юлия, впоследствии ставшая учительницей рукоделия. Она немного пережила свою сестру и скончалась в начале 1950 г. на квартире протоиерея Петра Белавского, настоятеля Гатчинского собора. Был также брат – Александр, статский советник.

В Петербурге прошли детство и молодость Лидии, здесь она закончила женскую гимназию, но сдавать выпускные экзамены ее привезли из дома в инвалидной коляске….. Следовательно, страшный недуг поразил девушку уже в начале 1890 г.

Ничего не помогало: ни знаменитые врачи дома, ни заграничные светила, которые осматривали больную в Европе.

В Гатчину болящую Лидию перевезли тогда, когда ей было тридцать пять лет и когда всякая надежда на выздоровление была уже оставлена близкими. С 1912 г. она полностью потеряла подвижность и с постели не вставала. Позднее, в 1932 г., тюремные врачи поставили ей свой диагноз: «больная страдает ревматизмом и подагрой в течение двадцати лет, настолько в сильной форме, что находится в вынужденном лежачем состоянии на спине в течение всего времени своей болезни. В настоящее время она представляет из себя редкую уродливость, и болезнь ее в данном состоянии неизлечима». На основании этого диагноза в больнице имени 25 октября монахиню подвергли мучительным операциям: подрезали сухожилия….

В больницу эту, которая находилась на Фонтанке (бывшая Александровская), беспомощную и совершенно неподвижную больную привезли со Шпалерной, из Дома предварительного заключения. Она была арестована 17 февраля 1932 г. в ходе акции по «изъятию монашек и монахов», которую ОГПУ проводило тогда по всей стране. Привезенной на грузовике из Гатчины, неизлечимо больной калеке предъявили обвинение по ст. 58-10: «Участвует в нелегальных сборищах, где читает евангелие, на которые приглашается местное население, и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую агитацию». Действительной причиной ареста было огромное духовное влияние матушки Марии. Она была настолько популярна, что ее считают даже ясновидящей и предсказательницей…. Слава ее святости была большая и далеко за пределами района.

С 1921 г. был организован кружок почитания. Организацию кружка провел протоиерей Иоанн Вакулович Смолин (1867-1927) и он руководил им до своей смерти. Целью кружка было подержание духовно-нравственного общения с больной, а также проведения в квартире болящей панихид, молебнов, молитвенных собраний.

В кружок входили: Ольга Эдуардовна Вейерт - уроженка Гатчины и духовная дочь матушки Марии, Вера Ивановна Максимова - учительница, Марфа Клячкина - посудомойка в станционном буфете, Татьяна Короткова, Марии Агус, Вера Златогорская, Евгения Никифоровна Тимофеева – из Мариенбурга (исполняла обязанности распорядительницы), Анна Варламовна Алексеева, медсестра Зинаида Ермилова, Анастасия Лукачева, Екатерина Ивановна, Мария Петровна Харитонова, Поля и другие ныне известные только по именам. То были в основном двадцатилетние девушки из Гатчины, чуткие сердцем, сострадательные и воспитанные родителями в православной вере. Некоторые позднее и пострадавли за свою веру. Раньше всех была выслана Вера Ивановна, за нею, тоже в 1932 г., последовала Ольга Эдуардовна …..

Кроме них к матушке постоянно приходили другие гатчинцы из «бывших» – генерал Алексей Алексеевич Епанчин и его дочь Надежда (монахиня закрытого Нежадовского монастыря), генеральша Екатерина Ивановна Теляковская, адмиральша Пац-Памарнацкая, а также монахиня из местного Покровского подворья Пятогорского монастыря, и великое множество почитателей из числа православных – не только из городского населения, но крестьяне и приезжие из разных мест ( прежде всего, Петрограда) с целью получить от нее совет, как поступить в тех или иных постигших их неудачах. При этом за утешением приезжали люди самого разного возраста, положения и образования: от необразованных работниц, до университетских профессоров, от приходских батюшек, до архиереев.

В марте 1927 г. учитель Иван Михайлович Андреевский (в последние годы обосновавшийся в США будучи профессором, как очевидец, поведал о главном даре гатчинской монахини, полученном ею от Господа – редком даре утешения душевной тоски, уныния, печали и скорби), ожидая приема, увидел среди многочисленных фотографий приемной комнаты два снимка.

На первом был запечатлен митрополит Вениамин (Казанский) и ниже шла надпись: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного».

На второй – митрополит Иосиф (Петровых) с трогательным посвящением из его замечательного духовного дневника «В объятиях Отчих».

Андреевский, сам получивший утешение от матушки Марии, был также свидетелем ее чудесного воздействия на других. «Юноша, унывающий после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший от смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, вошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая». И таких людей были не десятки, а многие и многие сотни.

На фотографии запечатлена келья матушки Марии, стены которой сплошь покрыты иконами с горящими перед ними лампадками. Сама матушка облачена в монашеское одеяние, так как в 1922 г. она была пострижена в Покровском подворье архимандритом Макарием по благословению будущего Новомученика Митрополита Вениамина…. В этой келье, в большой квартире на втором этаже, постоянно собирались для молитвы, чтения святых отцов и духовных бесед сестры, которые, не принимая монашества, считали своей спасительной целью жить по монашеским обетам и помогать матушке принимать многочисленных посетителей.

Молитвенный кружок почитательниц, возникший вокруг матушки в сентябре 1921 г., назывался Иоанновским, по имени праведного Иоанна Кронштадтского, которого очень любил создатель и духовный наставник кружка протоиерей Иоанн Вакулович Смолин, автор нескольких апологетических и противосектантских книг, бывший с 1922 г. священником Покровского Подворья Пятогорского монастыря в Гатчине. В городе о. Иоанн вскоре приобрел большую известность. По воспоминаниям его сына, «он вообще очень хорошо говорил, и на его проповедях нередко плакал он сам и рыдали все молящиеся… Он никогда не имел денег, так как все, даже последние медяки, раздавал нищим… и очень переживал, когда нечего было дать даже нищему-вымогателю».

Целых пять лет окормлял этот замечательный и духовный батюшка Иоанновский кружок. Постоянная совместная молитва превратила его в настоящую духовную семью, объединенную желанием послужить ближнему делами милосердия. Отец Иоанн так вспоминал пятилетний юбилей кружка, отмеченный 11 сентября 1926 г. в комнате матушки Марии: «После совершения благодарственного Господу Богу и Пречистой Богоматери со святыми угодниками молебствия, сколько здесь сестры высказали своей любви и признательности ко мне и болящей м. Марии! Радуешься за их светлые души, сердечную простоту и безграничную благодарность… При содержательных словах поднесли мне и м. Марии по большой просфоре, по букету цветов и главное: м. Марии – образ покрова Пресвятой Богородицы, а мне – сами сшили – епитрахиль и поручи. Прочтено стихотворение и пропето: «В твой день мы все к тебе приходим…»

Этому кружку его духовный отец хотел завещать картину «Пастырь добрый»… и еще собственноручное письмо о. Иоанна Кронштадтского ко мне в 1904 г… Сестрам – по книге из моей библиотеки, кому какая понравится, а над всем сим – сердцем и рукою преподаю им Божие благословение… они, во главе с матушкой Марией, были самым благодатным и приятным украшением в последних годах моей жизни».

Несомненно, что о. Иоанн много способствовал почитанию «многострадальной, многосострадательной и любвеобильной» (как он ее называл) матушки Марии среди петроградских верующих. После его кончины 25 января 1927 г. от рака пищевода, духовником (и матушки, и сестер около нее) стал молодой батюшка о. Петр Белавский (1892-1983), служивший в это время в Александро-Невской церкви в Тайцах, в четверти часа езды по железной дороге. У него подолгу жил архиепископ Гдовский Дмитрий (Любимов), представитель митрополита Иосифа (Петровых) в Ленинграде.

Матушка Мария благословила служившего «нелегально» у нее в комнате, исповедовавшего и причащавшего ее о. Петра складнем с изображением Спасителя, Св. Георгия Победоносца и Пресвятой Богородицы, который у него чудом сохранился в тюрьмах и ссылках. Духовное окормление о. Петра длилось без малого три года – осенью 1929 г. он вместе с архиепископом Дмитрием (Любимовым) был в Тайцах схвачен чекистами и затем отправлен на Соловки. Недолго, около двух лет, оставалось пробыть на свободе и самой матушке Марии… (письмо м. Марии Гатчинской о. Петру)

Отец Петр, как и матушка Мария со всем ее окружением, принадлежал к сторонникам митрополита Иосифа, который не принял декларации 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), считая ее сознательным соглашением с богоборческой властью. Матушка даже советовала православным вообще не ходить в сергианские храмы и строго порицала поведение митрополита Сергия. Протоиерей Петр еще памятен многим верующим по Гатчинскому собору и Мариенбургской церкви, где он после войны служил долгие годы. Вокруг вернувшегося в родные места о. Петра собрались уцелевшие сестры бывшего Иоанновского кружка: Вейерт, Харитонова, Лукачева. В Гатчине в живых до весны 1995 г. оставалась одна Мария Петровна Харитонова, слепая девяностолетняя старица…

Передачи в больницу для фактически арестованной монахини Марии принимали «в течение месяца. А затем однажды передачи не приняли и кратко сообщили: «умерла в госпитале». Из Александровской больницы усопшую выдали двоюродной сестре для погребения на Смоленском кладбище, предупредив сделать это без большой огласки.

Как удалось недавно документально установить, страдалица скончалась в вышеупомянутой больнице 5 апреля 1932 г. (5 апреля Православная Церковь празднует день памяти Мч. Лидии). Скончалась после приговора от 22 марта, вынесенного выездной сессией коллегии ОГПУ: «Лишить права проживания на три года (в центральных и пограничных областях) с прикреплением к избранному месту жительства», что означало высылку в глухую провинцию. Сестре матушки – Юлии – дали три года концлагеря. Различные сроки ссылки и лагеря получили также монахини из Покровского подворья, почитавшие матушку. Власти так боялись праведницы, что осудили ее, несмотря на мучительный недуг. Но Господь уберег ее от дальнейших страданий…

Весть о том, где похоронена праведная Мария Гатчинская, быстро разнеслась по городу и его окрестностям, и скромная могилка вскоре стала местом паломничества для многих православных людей. С нее брали землю, деревянное маслице из неугасимой лампады, огарки свечей… Очень часто на ней служили панихиды иосифлянскими батюшками или странствующими иеромонахами из закрытых обителей. Любой богомолец, приходивший помолиться блаженной Ксении, почитал своим долгом поклониться и многострадальной Марии Гатчинской.

Искреннее народное почитание праведницы Марии за истекшие шестьдесят с лишним лет не угасло, а только лишь на время померкло. За долгие годы господства официального атеизма ни в стране, ни в нашем городе верующих людей не прибавлялось. Сейчас происходит обратное: люди ищут дорогу к храму.

В 1981 г. Русская Православная Церковь за границей прославила Марию Гатчинскую в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.

И тысячи новообращенных должны сегодня знать, что в самую тяжелую годину гонений на православную веру жила в России святая монахиня Мария, которая несла людям Божье утешение в скорбях и бедах, благодаря своему великому дару, обретенному от Господа во исполнение Его слов: «Блаженны плачущие; яко тии утешатся» (МФ., V. 4 ).

 

Предсказание матушки Марии

(По рассказу моей мамы – Пугачевой Ольги Николаевны).

Моя мама родилась в селе Пулково, что в семи верстах от С- Петербурга, незадолго до революции. Это была большая крестьянская семья. Мама была последним, пятым ребенком в семье. Бабушка родила ее в сорок лет. Семья была православная, трудолюбивая. Работать приходилось очень много, но зато и жили хорошо. Летом обрабатывали землю. Урожай вывозили на продажу в город. А зимой занимались извозом. Дедушка держал лошадей. Такси в городе в то время не было, и горожане пользовались услугами извозчиков.

Однажды бабушка сообщила маме (9-тилетней девочке), что завтра они поедут в Гатчину к монахине Марии. В Гатчине они подошли к небольшому домику вблизи Павловского собора, поднялись на второй этаж. В приемной сидело много людей, когда подошла их очередь, они вошли в комнату. Монахиня Мария была недвижима и принимала посетителей лежа. Лицо ее было очень красиво, как будто вытесано из мрамора. Она встретила гостей очень приветливо.

Матушка в ходе беседы сказала, что их большую семью ожидает трагедия. Хозяина посадят в тюрьму, где он и сгинет. Семья распадется, а ты вот с этой девочкой поедешь очень далеко в ссылку.

Прошло пять лет, маме было 14 лет, как однажды ночью в их дом ворвались какие-то люди. Дедушку арестовали и увезли в тюрьму, где он и сгинул. Где его могилка мы так и не знаем. Бабушку отправили в ссылку в Красноярский край, вместе с ней поехала и моя мама, четырнадцатилетняя девочка.

Долгих пять лет они проработали в ссылке на лесоповале. Когда им удалось вернуться в Пулково, то им сказали, что дедушка умер в тюрьме.

Так сбылось предсказание матушки Марии.

Прихожанка Гатчинского Покровского собора, экскурсовод дворца-музея Пугачева Зинаида Александровна

© Copyright HTML Gatchina3000, 2004.

 

на головную страницу сайта | к оглавлению раздела