Статьи и публикации о городе ГатчинаArticles and publications about the city of Gatchina |
| |
|
|
Тайны старого замкаИсточник: Санкт-Петербургские Ведомости www.spbvedomosti.ru 3 марта 2004 года // Культура Автор: Людмила Леусская Музей-заповедник «Гатчина» живет в ожидании перемен. Известно, что в следующем году «Гатчина» перейдет в федеральное подчинение. Пока у музея-заповедника сложный тройной статус — городской объект, расположенный на территории области, в здании-памятнике федерального значения. Директор музея Никита Батенин не спешит радоваться. Его волнует, станет ли «Гатчина» особо ценным объектом, что гарантирует отдельную строку финансирования в федеральном бюджете. Историческое и художественное значение одного из блестящих пригородов Петербурга сомнений не вызывает. Но уже несколько лет, как прекратила существование комиссия, присуждавшая объектам статус особо ценных. Новая пока не сформирована. По этой причине сотрудники музея-заповедника смотрят в будущее с осторожным оптимизмом. В этом году из бюджета города «Гатчине» обещано 16 миллионов рублей. По оценке Батенина, на ремонт и реставрацию требуется сумма в три с лишним раза больше. Сказать по правде, государство в долгу перед одним из первых в России памятников русского раннего классицизма. Дворцово-парковый ансамбль Ринальди создавал как охотничью усадьбу для фаворита Екатерины Великой графа Григория Орлова. При Павле I, души не чаявшем в Гатчине, она стала императорской резиденцией. Павел увеличил дворец, сделав его похожим на замок. По его указу архитектором Львовым на берегу Черного озера был возведен землебитный Приоратский дворец. Два столетия назад Гатчина была блистательным пригородом Петербурга. Неудивительно, что именно здесь в течение тринадцати лет жила семья Александра III. Император, его жена и дети из пятисот помещений Гатчинского дворца выбрали небольшие уютные комнаты в низком антресольном этаже. До Великой Отечественной войны гатчинский дворец был одним из самых богатых музеев страны, там хранилось более 54 тысяч предметов. Ценные коллекции удалось эвакуировать, но интерьеры дворца сгорели. После войны в Гатчине не стали восстанавливать музей. Его коллекции рассеялись по музейным собраниям всей страны. Долгое время дворцовые помещения занимали многочисленные организации. Реставрационные работы здесь начались только в 1976 году и, судя по всему, завершатся не скоро. Большие объемы требуют серьезного финансирования. И все же музею удалось многое сделать. Приведен в порядок Приоратский дворец, осталось благоустроить территорию вокруг. Говорят, уже в мае она будет утопать в цветах. В Гатчинском дворце продолжается реставрация комнат, в которых жила семья Александра III, и парадных залов, принадлежавших Марии Федоровне. Радуют глаз редкой красоты наборные полы, нежный цвет искусственного мрамора... В эти помещения посетителей пустят еще не скоро. В будний день, да еще зимой, во дворце не так много людей. Они осматривают парадные залы, личные комнаты Павла I и один из самых романтических элементов дворца — подземный ход. Его длина 135 метров. По легенде, этим путем покинул дворец переодетый в женское платье Керенский. Эту версию опровергал сам верховный главнокомандующий, и у нас она вызывает сомнение. С какой стати Керенскому надо было уходить в глубь парка? И все-таки у каждого старого замка есть тайны. Сотрудники музея придумали для детских групп экскурсию-игру «Тайна Гатчинского замка». Школьники обследуют дворец, общаются с его венценосными «обитателями», спускаются в подземный ход, ищут клад. Экскурсанты ходят давно исследованными маршрутами. Не исключено, что скоро будут проложены новые. Сотрудники музея собираются водить посетителей в Сигнальную башню и в подвалы дворца. Энтузиасты не теряют надежды найти еще один подземный ход, о котором давно ходят легенды. Неожиданно старый замок открыл одну из своих тайн реставраторам. Под наборными паркетами анфилады парадных залов второго этажа — Проходной Ринальди, Мраморной столовой и темной комнаты за Парадной опочивальней Марии Федоровны они обнаружили потайные люки. Они ведут в галерею между первым и вторым этажами здания. По ней можно пройти до подземного хода и незаметно покинуть дворец. Скорее всего, мы никогда не узнаем, для каких целей была построена эта подпольная галерея. В наше рациональное, прагматичное время хочется верить в чудеса. Сотрудники милицейского поста уверяют, что по ночам в пустом здании раздаются скрип дверей и чьи-то шаги. Людмила Леусская |
© Copyright HTML
Gatchina3000, 2004. |