Дворцовый парк

(часть девятая)


На головную страницу сайта / Home | К оглавлению раздела | Карта сайта / Map


 
 
 
   




 

Амфитеатр | "Рыцарские карусели" и "Петушиные бои" | Колонна Орла

Связка-аллея, направленная к западу от Оранжерейного сада, образует обрамление участка, центром которого является Амфитеатр.

Амфитеатром в Древней Греции называли места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов. В Древнем Риме это наименование относилось к открытому - круглому или овальному - сооружению для зрелищ, в котором места располагались уступами, охватывая арену. Подобного рода полукружные или замкнутые окружностью театры под открытым небом были широко распространены в регулярных и пейзажных парках XVIII столетия. Сохранился проект амфитеатра 1760-х годов для Петергофа, который намеревались устроить в Нижнем парке на склоне, рядом с каскадом Шахматная гора. В Павловске на обоих берегах Славянки по проекту В. Бренны в 1793 году был устроен Амфитеатр. На левом берегу находилась сцена, состоящая из нескольких террас. На их площадках происходило театрализованное действие. Зрители располагались на правом берегу, где устроили каменный полукружный амфитеатр, со ступенями-сиденьями, увенчанный мраморной статуей. В 1811 году в центральном районе Павловского парка по проекту А. Н, Воронихина устроили “Воздушный театр”. Композиция его зрительских рядов была решена в виде зеленого амфитеатра, а сцена - в виде одернованной насыпи.

Гатчинский Амфитеатр, построенный в 1797 году по проекту Н. А. Львова, имеет очертания строгого круга диаметром 65 метров. Идущий по линии окружности насыпной земляной вал шириной более 10 метров является одновременно стеной строения и местом для размещения зрителей. Массивный зал, составляющий одну шестую диаметра, придавал Амфитеатру подчеркнутую прочность. Эта особенность породила два названия - Крепостное строение и Земляная крепость.

Амфитеатр сегодня Амфитеатр сегодняАмфитеатр сегодняАмфитеатр сегодняАмфитеатр сегодняАмфитеатр сегодня

Насыпная стенка прорезана четырьмя пятиметровыми проездами, равномерно разделяющими окружность. Такое симметричное членение придавало всему сооружению определенный архитектонический ритм. Два противолежащих проезда служили для пропуска на арену всадников. Они закрывались металлическими воротами в виде копий с накладным орнаментальным вензелем Павла. Между ними через арену шла вымощенная плитой дорога. Два проезда предназначались только для прохода зрителей, около этих проездов были поставлены скульптуры амуров с луками. Со стороны проездов торцовые части вала укреплены стенками, сложенными из блоков пудостского камня. Здесь устроено восемь как бы “втиснутых” в толщу стены, узких, круто поднятых лестниц со ступенями, вытесанными из черницкой плиты. У основания торцовых стен предполагалось расставить вазы-курильницы на высоких фигурных ножках, напоминающие античные вазы, а на уступах-ярусах - скульптуры.

Амфитеатр сегодня Амфитеатр сегодняАмфитеатр сегодняАмфитеатр сегодняАмфитеатр вчераАмфитеатр вчера

На диагональных по отношению к входам осях на валу высятся четыре пьедестала из пудостского камня, обработанных фигурными филенками. Они предназначались для мраморных статуй. Ярусная композиция расстановки скульптур четко координировалась с архитектурными деталями, подстриженными шпалерами кустарником и четырьмя дерновыми уступами.

Амфитеатр предназначался для особого вида парковых увеселений - “рыцарских каруселей”, театрализованных развлечений, воскрешающих ритуал средневековых турниров. Название “карусель” подсказано тем, что костюмированные всадники-участники потешного турнира, - двигались по кругу, выполняя различные воинские упражнения соответственно разработанной программе. Кроме того, по специальным сигналам они образовывали живописные группы, так называемые “кадрили”, делая “военные построения с наивозможною ловкостью и отчетливостью”.

В 1820-х годах Амфитеатр называли также “Петушиный бой”, что напоминает и о другой забаве, которая, возможно, устраивалась здесь в XIX веке.

Несмотря на то что к 1849 году Амфитеатр был реставрирован, время и особенно повреждения в годы Великой Отечественной войны наложили свою печать на это оригинальное произведение парковой архитектуры. В наши дни оплывший земляной круг и каменные торцовые стены, лестницы и постаменты напоминают об этом своего рода миниатюрном древнеримском колизее, перенесенном в лесное уединение северного парка.

Петля аллей, охватывающих Амфитеатр, завязывается у прямой дороги, выходящей к Сильвийским воротам. Вблизи этой завязки, у начала просеки, направленной к Белому озеру, на невысоком земляном возвышении находится Колонна Орла.

Колонна ОрлаКолонна ОрлаПросека ведущая к Колонне Орла

Это типичное произведение классицистического характера, все части которого и их пропорциональные соотношения восходят к канонам античного зодчества. Однако характер прорисовки деталей, общий композиционный строй выявляют в колонне произведение А. Ринальди. Исследователь архитектуры А. Н. Петров установил, что колонну доставили в Гатчину в середине июня 1770 года. Это было время, когда Орловы, и прежде всего Г. Орлов, находились в зените славы. А. Орлов, брат владельца Гатчины, командовал тогда флотом, решавшим судьбу Черного моря и Крыма. Возможно, именно поэтому из Царского Села перевезли в Гатчину все части колонны, изготовленные мастерами-камнерезами, декорировавшими Исаакиевский собор, спроектированный Ринальди.

Несмотря на то что первоначальную обветшавшую Колонну Орла заменили в 1858-1860 годах новой, ныне существующей, последняя полностью повторила утраченный оригинал. Общая высота колонны составляет 6,4 метра, диаметр ствола - 50 сантиметров. Она имеет трехчастное членение: гранитное прямоугольное основание, мраморный частично профилированный постамент, и сама колонна из белого с прожилками мрамора - римский вариант дорического ордера. Над абакой капители на небольшом постаменте - мраморное изваяние одноглавого орла. Прекрасно найденное соотношение высоты и объемов всех частей колонны и завершающей скульптуры придает этому триумфальному украшению Дворцового парка легкость, особую горделивую “осанку”, выявляющую назначение колонны как памятника, прославляющего род Орловых.

Подобное аллегорическое и смысловое содержание Колонны Орла не требует особых доказательств. Во-первых, оно раскрывается в однокоренном названии царственной птицы, символизирующей силу и победительность, и фамилии Орловых, во-вторых, оно подкрепляет геральдическое значение орла, изображенного на родовом гербе Орловых. Все это приводит к единственному выводу, что колонна Орла была таким же “отличительным пожалованием” Орлову, как титулы, ордена и звания. Колонна Орла - триумфальный монумент владетельного рода - является одновременно типичной романтической декорацией.

Колонна имеет еще одно исключительно важное значение в композиции Дворцового парка Гатчины - она служит звеном, объединяющим его с парком Сильвия: от нее видно начало трехлучия сильвийских аллей и, в свою очередь, она замыкает их сходящиеся перспективы легко и четко различимой на фоне зелени беломраморной вертикалью, видной сквозь пролет Сильвийских ворот.

 



следующая страница




Внимание. Здесь эксклюзивные экскурсии в гатчинский дворец с лучшими гидами!