Гатчинский дворец

(часть десятая)


На головную страницу сайта / Home | К оглавлению раздела | Карта сайта / Map


 
 
 
   




 

Трагический контраст | Шок | То, что понятно без слов | Первый этап реставрации | Второй этап реставрации | Архитектор М. М. Плотников | Скульптор Н. И. Мальцева | Скульптор-модельщик Л. А. Стрижева | Формовщик А. А. Чезлов | Резчики по камню, мраморщики, резчики по дереву, живописцы | Благородная цель

1918-1941 годы в истории Гатчинского дворца, за исключением нескольких тревожных месяцев, когда дворец оказался в зоне военных действий в период Октябрьской революции и гражданской войны, можно назвать расцветом деятельности дворца-музея. Трагическим контрастом этому явилось время с 9 сентября 1941-го по январь 1944 года, когда Гатчина была оккупирована немецко-фашистскими войсками. После изгнания врага дворец предстал во всей неотвратимой, устрашающей мрачности руин, сожженный, опустошенный, зияющий провалами оконных проемов. Но смертный приговор, который привели в исполнение фашисты, уничтожая Гатчинский дворец как памятник русской культуры, оказался бессилен перед животворящей энергией народа.

9 мая 1985 года, в день сорокалетия Великой Победы над гитлеровскими захватчиками, в торжественной обстановке в Главном корпусе *открыли для обозрения три первых восстановленных музейных интерьера - Аванзал, Тронную Павла и Мраморную столовую, а в двенадцати комнатах третьего этажа разместили выставку художественных предметов и живописи из фондов Гатчинского дворца-музея.

От автора: * Я прекрасно помню тот год. Мы - "салаги" тогда и понять не могли - насколько открытие первых восстановленных комнат имело ОГРОМНОЕ значение. Ведь некоторые (в основном молодые люди) настолько привыкли лицезреть красоты отреставрированных интерьеров, что им невдамек какой ценой все это делалось и делается (разве что фотографии разрушенных в войну стен в залах дворца напоминают об этом). Даже представить себе не могу само отсутствие дворцового комплекса...

Путь до этого незабываемого часа второго рождения дворца начинался в январские дни 1944 года. Когда советские воины вступили на территорию гатчинского парка, они увидели картину чудовищного злодеяния: громадный дворец стоял без крыши, оконных переплетов и дверей. На фасадах чернели следы пожара. Еще более тягостное и безнадежное впечатление производили интерьеры: перекрытия всюду обрушились, штукатурка во многих местах опала, обнажив кирпичную кладку. Сохранившиеся части лепного декора деформировались, мраморные колонны и чугунные перила лестниц были разбиты. Трагизм картины варварского надругательства подчеркивал толстый слой снега, попавшего в дворцовые помещения сквозь отверстия и проломы перекрытий.

Однако неодолимое стремление спасти уцелевшее и обеспечить в дальнейшем восстановление Гатчинского дворца помогли преодолеть первоначальное психологическое торможение, вызванное потрясением от огромности разрушений.

Уже в первые месяцы 1944 года в Гатчинском дворце закрыли щитами из толя все уцелевшие мраморные и гипсовые барельефы и отдельные декоративные детали. Бригада архитекторов и художников под руководством А. Л. Ротача, примостившись у стен на шатких лестницах, снимала кальки с сохранившихся композиций, делала зарисовки, вела обмеры. В 1948 году были восстановлены кровля, межэтажные перекрытия, оконные переплеты, дверные полотнища. Дворцовым зданием уже могли пользоваться, временно разместив в нем различные учреждения. Это сыграло свою положительную роль в его сохранении, так как только постоянное использование гарантирует сохранность старинных строений.

1961-1963 годы стали вторым этапом реставрации. В это время архитектор М. М. Плотников приступил к непосредственной разработке проекта возрождения Гатчинского дворца. Велся розыск и подбор архивных материалов и архитектурные обмеры, выполнялись проектные и рабочие чертежи интерьеров первого и второго этажей.

К сожалению, успешно развернувшиеся проектные работы были на длительное время прекращены непродуманным волевым решением, и здание дворца продолжали использовать лишь в утилитарных целях.

В 1976 году под руководством М. М. Плотникова проектные и реставрационные работы возобновились. Были подготовлены чертежи на восстановление во втором этаже Аванзала, Мраморной столовой и Тронного зала, развернулась подготовка документации для возрождения Белого зала, Тронной Марии Федоровны и Зеленой угловой.

Чтобы чертежи превратились в живое произведение искусства, понадобились мастерство, опыт и огромный труд десятков талантливых специалистов, прошедших высокую школу реставрации при возрождении Павловского и Екатерининского дворцов-музеев.

Скульптор Н. И. Мальцева выполнила модель для центральной вставки камина в Тронной Павла, восполнила утраты барельефов для Мраморной столовой, заново вылепила лепной декор миниатюрной Проходной Ринальди.

Огромные творческие усилия вложила в реставрацию интерьеров скульптор-модельщик Л. А. Стрижева, которая с исключительным пониманием стилистических особенностей лепного декора Гатчинского дворца возобновила и реставрировала самые сложные композиции и детали.

Единичные модели с безупречной точностью повторил во многих одинаковых отливках формовщик А. А. Чезлов. Наглядное свидетельство его мастерства - воссозданное лепное убранство потолка Мраморной столовой.

Каждая часть восстановленных музейных интерьеров - результат большого, углубленного творческого труда. Здесь работали резчики по камню из бригады С. Семенцова, воссоздавшие мраморную балюстраду и камины, мраморщики, руководимые мастером И. М. Дворецким. Более двенадцати резчиков по дереву трудились над изготовлением изящных деталей, украшающих полотнища дверей. Среди них такие опытные мастера, как Ю. М. Козлов, В. В. Слепушкин, В. П. Суворов, В. А. Афоничев. Восковые модели для отливки бронзовых накладных деталей выполнил скульптор-модельщик лауреат Государственной премии РСФСР Г. Ф. Цыганков.

Сложную задачу решили живописцы лауреат Ленинской премии Я. А. Казаков и члены его бригады художники Ю. Ф. Шитов, Б. Н. Лебедев, Б. Л. Голованов, И. П. Алексеев, Л. Г. Журавлев. Для Аванзала они реставрировали декоративно-аллегорическую картину XVIII века, находившуюся в Смольном институте, а затем в фондах Русского музея. Чтобы живописное полотно вписалось в архитектурную раму потолка интерьера, они увеличили его и частично дописали в характере подлинника.

Также из Смольного института попала в фонды Русского музея картина XVIII века "Вера, Надежда, Любовь". Ее поместили на перекрытии Мраморной столовой. Второй плафон столовой был выполнен несколько иным путем. Исходным образцом для него взяли картину венецианского живописца XVIII столетия С. Торелли "Селена и Эндимион", хранящуюся в Львовской картинной галерее. Художник Б. Л. Голованов снял с нее точную копию, которая, будучи соответствующим образом "отредактирована", превратилась во второй плафон Мраморной столовой, отвечающий стилю этого зала.

Реставрация интерьеров Гатчинского дворца продолжается. Здесь у реставраторов нет проторенных, легких путей. Но, как показывает практика, как бы ни было трудно, благородная цель полного восстановления Гатчинского дворца-музея вдохновляет архитекторов, мастеров всех специальностей и музейных работников, единых в своем стремлении вдохнуть новую жизнь в грандиозный памятник русского зодчества.

 



следующая страница